***

Махно Евгений: литературный дневник

Их дом - их крепость, и главное в нем - дети
Таня Московцева
Как на севере, так и в Раджастане (я думаю и во всей Индии), частные дома окружены стеной по периметру, внутри периметра с жилыми комнатами – дворики-патио, в зависимости от масштаба всего особняка – один два или больше. Я видела два в доме Джайсинга, и в зависимости от солнца или настроения мы можем обедать в одном из них, легко перемещая плетеные стулья и стул. Специальной столовой у них нет.


Сами дома в основном одно- двух этажные, с выходом на плоскую крышу, где можно устроить дополнительные комнаты, разбить красивый цветник. Но вот цветники они создают из сплошь уставленных горшков в зависимости от эстетического вкуса живописно или хаотично и небрежно.
Здесь живут все его братья с женами, детьми. У каждого своя «половина». Даже сад разделен на части, «по-братски». Все устроено мудро, по закону. Сестры, племянницы, дочери, то есть все женщины, после замужества уходят в дома мужей. Это строгий закон, но думаю, в городах среди интеллигенции все проще.


Боже мой, как мне нравится, что индийцев квартирный вопрос уж точно не испортит, а если испортит, то это будут уже не они.… И нечего будет жалеть.


Достаточно сказать – намасте (здравствуйте по-индийски), и никто не претендует на твое внимание.
Опять же я вижу много слуг в этом доме. Мусульманская 12 летняя девочка Нагина с педикюром на пыльных босых ногах, увешанная дешевыми яркими браслетами, подметя немного дворик, очень долго сидела около меня, смотрела как я читаю, и никто не одернул ее – иди, мол, работай.
Возможно в других семьях иначе, но в этой семье, приветливой и интеллигентной, именно так.


Первое, что ужасно меня поразило в этих домах, - холод и сквозняки. Оказывается для жителей из другого климата зима в Индии очень холодная. Представьте, днем 20 градусов тепла, а ночью до нуля. И такой холодной зимы (3 мороза и жуткие ветра), которая досталась мне, уже не помнили много лет. Мы часто шутили с Джайсингом: – Индия теплая страна? Кто это сказал?
Все бы ничего, но никакого центрального отопления нет во всей Индии. Иногда, правда, они включают электрические обогреватели. Каминов или печек я в этих двух особняках не видела.


Индийцы открыты всем ветрам, но только в пределах периметра. Камень, мрамор. Настежь распахнутые двери. Спартанский стиль! Очень закаленный народ. Целый день они ходят по каменным полам, на босу ногу, спят в совершенно холодных комнатах почти при нулевой температуре.
Днем жара, вечером сквозняки, а ночью дикий холод.


Джайсинг устроил для меня экскурсию по Чуру. Его помощник и племянница Прагья показывали мне старый заброшенный город, восстановленные дворцы и частные дома, и такие места, куда туристов просто не пускают. Так вот, если я была в шерстяных носках с теплым шарфом на голове и укутанная шалью, Прагья - в легких джинсах и босоножках без единого носочка! Не знаю, что меня больше волновало – восточные орнаменты или мысль о валенках.



Второе – обстановка самих домов. Кирпичные голые стены покрашены краской, минимум мебели. Все функционально. Никаких «личных» пристрастий. Никаких греющих глаз драпировок, ковров на полу или стенах, кресел, в которых можно утонуть с книгой рядом с уютным торшером… Тоскливо! Никто не украшает свое жилище так, как это принято у нас, например. То есть понятие комфорта, уюта как такового, изнеженности и желания «показывать» себя и «потакать» себе я не видела.
Одна моя подруга, кореянка с русской душой, решила при переезде на новую квартиру обставить все так, как на востоке, то есть без «Я» и «мое». Что вы думаете? У нее так и не получилось! Для этого, помимо желания, нужно иметь просто соответствующий характер.
Большинство домов вообще скрывают свой достаток. Это особенно нелепо выглядит в праздники, когда на фоне голых стен мелькают красавицы в умопомрачительных нарядах с украшениями тысяч на 30-50 рупий… на каждой. И этому есть простые объяснения – их многовековые традиции.


Они действительно аскеты.
Я не знаю, почему показывают фильмы с таким обилием богатых домов, комфорта, роскоши. Возможно, это связано с их религией. Богатство - признак того, что люди любимы Богом, то есть богатый человек - это заслуженный человек, да еще, помимо прочего, человек на верном пути.
Однажды я спросила знакомого индуса, живущего сейчас в Америке, об Ошо - известном индийском интерпретаторе священных санскритских текстов.
Вот что он мне ответил:
- а-а-а, знаю-знаю такого, так он для бедных пишет, их учитель…
(!!!)
Слышу фырканье…особенно тех, кто любит «читать» ОШО. Но ведь в России никому не придет в голову обвинять представителя среднего класса, то бишь менеджера, в том, что он не живет по Мономаху и не бежит вслед за старцами в скит…, а Достоевского считает защитником униженных и оскорбленных. Никто, глядя на современных суетливых греков, не восклицает: эй эллины, что творите, Сократа забыли?!!
Так что ж «бочку катить» на хинди. Они как все, стараются выжить и найти себя в этом глобальном хаосе.
И уж совсем надо быть глупцом, начитавшись ОШО, «двинуть» на восток, и еще большим - возвращаться оттуда с брезгливой миной. Почему столько претензий к индийцам? Они что, обещали всему миру ходить с нимбом над головой и нарушили клятву?
Вы уж извините за такую горячность, но за Индию обидно! Как часто я слышу: «ну как Индия может понравиться. Это же сплошная грязь, нищета и мошенничество. Они, создавшие Махабхарату, - такие наглые, меркантильные! Позор!»
Так дело в том, что НЕ ОНИ ее создали. Они создали свободу, независимость, республику и сейчас гениальными темпами создают общество, в котором их детям будет комфортно жить.
Кстати, уж если речь зашла об этом и не избежать очередного лирического отступления … Мистицизм, религиозность и восприятие мира (от которого многие европейцы просто «млеют») у них настолько в крови, что если мошенник и считает свои денежки, то непременно …«сидя рядом с Богом». И что самое интересное, он не знает об этом. Тому индусу, который презрительно причислил ОШО к учителям угнетенных, кстати, может позавидовать любой «ученик», потому что ОШО «живет» у него (индуса) не в мозгах, а в теле. (Это не голословное утверждение – могу дать почитать нашу переписку.)
Да, и не надо забывать, что и Шри Раджниш (ОШО) и Шри Ауробиндо и his divine grace Бхактиведанта с его «Бхагавадгита как она есть» и многие другие, известные на западе,…. с точки зрения «ортодоксального» индуизма просто еретики.
Это как истинно доброго человека доставать дифирамбами и «исследованием» его доброты – он в лучшем случае вам скажет: да я не знаю, так получается, да я нормальный…
Но очень многие индийцы знают и очень многие эксплуатируют эту «тему». Ну что ж, спрос рождает предложение. На рынке «учителей» чего только не увидишь! Путь к просветлению – пожалуйста. Высвобождение кундалини – да запросто!
У меня есть знакомый в Дели, туроператор, ему лет 30, принимает туристов со всего света, а агентство его называется «Spiritual India». Но когда я его однажды спросила о чем-то «высоком», отреагировал так: - ты то хоть не доставай меня, я сыт по горло духовностью! Мне бы денег побольше заработать да сестер выгодно замуж выдать!
A что - нормальный хинди.


…Да, это я о домах и отношении к богатству…и о детях…
Итак, дети …. Прелестные создания. Они никогда не видели русскую женщину, но как естественно себя ведут, хотя и робко и застенчиво. У них просто в крови (опять же) - уважение к взрослым, но вот страха, что они могут сделать что-то не то, не положенное, не принятое, никогда не встречала ни у взрослых детей, ни у малышей. А страха нет, потому что к детям относятся тоже с уважением. Когда я приехала в Чуру со мной за стол сели именно дети! а женщины стояли буквально за их спинами и прислуживали (!) им. И у каждого ребенка – несколько мам и пап. И не потому, что родственников так принято называть, а потому, что все эти многочисленные дяди и тети любят и заботятся о детишках в этих old age house-ах как о собственных.
Да, дети – это закон. И они достойно играют роль, отведенную им в обществе: обласканные и любимые в детстве, эти детишки становятся единственной и очень надежной опорой стариков.


В Джайпуре я познакомилась с велорикшей. Худющий, изможденный, он меня очень просил, чтобы я его наняла поездить по городу. У него, вдовца, трое детей и только один ребенок ходит в школу, и сейчас он старается заработать на обучение остальных детей. Сам он не умеет ни читать, ни писать, но немного говорит по-английски. До сих пор вспоминаю, как угостил меня лепешкой, а когда я предложила напоить его чаем, завел в такие трущобы (дешево!), что мне стало плохо не от грязи, а от увиденного.
В Уйдапуре я познакомилась с авторикшей. Уже более высокий уровень! У него тоже трое детей. Но все они ходят в школу, а старшая дочь (с какой гордостью он это говорил) будет работать на компьютере. Зная, сколько нужно денег на такое обучение, я понимала, почему у него рваные башмаки и часы за 20 рупий.


Вспоминаю одну русскую мамашу, которой объясняла, что с ее сыном нужно заниматься не один, а три раза в неделю, чтобы он разобрался в математике. Так она, куря сигареты за 20 рублей, говорила мне: ну что Вы, это дорого! Отдать лишние 50 рублей за урок!


В том же Уйдапуре , обозревая древние Аравали, … вдруг услышала «Hello. Mam». Оглянулась, на меня смотрит 5 пар красивых, юных глаз. Разговорились. Учатся мальчишки в 10 классе, английский – только мечтать! Вежливые, раскованные, видно – озорные, но не глумливые, рассказали, кто в какой колледж собирается поступать…
В Индии много бездомных, нищих, несчастных детей, но на фоне такого количества населения страна производит впечатление все-таки образованной. (Я естественно рассказываю о городской жизни, не забывая, что 70 % населения живет в деревне, хотя Индия в принципе – страна городов.)


Но их образование очень конкретное, направленное. Например, в учебниках по математике даже для 8-10 летних детей, практически ни одного отвлеченного примера с так называемыми ящиками яблок и груш… все задачи из реальной жизни: банки, предприятия, экономические термины только и мелькают на страницах. Видно, что государство готовит не образованных интеллигентов (которые самому же государству скажут – извините, а мы выше Ваших нужд оказались), а экономически подготовленных специалистов.
И уж поверьте, государство получает сполна от своих детишек. И не случайно специалисты Индии уже славятся во всем мире, и профессионализмом, и трудолюбием.


С одной стороны индийцы, даже те, кто не умеет читать, даже нищие, пытаются отдать в школу своих детей, вкладывая все (!) в них, понимая, что Индии нужны образованные работники и что только так можно облегчить участь собственных детей.
С другой стороны - хорошая возможность выбраться из касты, которая по каким-либо причинам перестала быть «родной». Дать образование детям, а там глядишь, работа, которая может принести конкретный доход для дальнейшего обучения, и свищи ищи - кто там был нашим предком? Ведь сейчас, если ты образован и состоятелен, никто в твоем прошлом без нужды копаться не будет.
Но хотя правительство Индиры на радостях и разрешило учиться всем, образование-то платное! И как заработать? Если даже Бикрам у Ханы получает в месяц 2000 рупии, а за обучение нужно отдать 10-15 тыс. в год. Есть, конечно, муниципальные школы, где научат писать, читать, но не больше. Есть и правительственный фонд, за счет которого учатся дети в старших классах и даже колледжах, но это тоже мизерный процент и только для детей государственных служащих.


Еще один способ «вытащить» детей - например, перейти в другую религию. Сикхи, джайнисты , буддисты, мусульмане и христиане не признают кастовых различий. Пожалуйста, вот тебе деньги, вот тебе чистое прошлое и… вперед Индия!
Только желающих почему-то не много – более 80 процентов населения исповедует индуизм…



© Copyright: Таня Московцева, 2011



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.01.2015. ***
  • 22.01.2015. ***
  • 20.01.2015. ***
  • 18.01.2015. ***
  • 16.01.2015. ***
  • 14.01.2015. ***