Оленья лирика.

Сергей Демченко: литературный дневник


Опять вернулось тепло, попав на мои выходные.Чтобы дома не просиживать диван, уезжаюв лес - темнохвойная тайга по правой стороне озера Виннипег. Охота на волка еще открыта, койота уже стрелять нельзя, но если он мне встретится в районе моих охот, конечно же , я его не отпущу. Снега много, хоть он и подсел основательно. Рыхлый, влажноватый и в тоже время сыпучий он доходит как раз до колена. Идти по такому снегу тяжело. Вес человекаон уже не держит ни на лыжах, ни в снегоспупах.



В моих планах сегодня - проверить солонец, обновить свежей солью и попробовать позвать хищника в районе его расположения. На камерах мне попадались и волки , и койоты , приходящие время от времени на солонец, попытаться словить зазевавшееся животное. А медведи вообще постоянные гости здесь, почти каждый день оставляющие свои портреты.



Впереди поднимаются два оленя, отбежав несколько прыжков, останавливаются , прикрывшись стволами и смотрят в мою сторону. Близко, метров 50 до них. Рассматриваю в оптику детально - самка и молодой самец, потерявший рога. Стоят долго. И я стою, не беспокоя их. Всегда удивляюсь их способности маскировки. Пока стронулся и находится в движении, остается видимым, но , как только остановился, растворяется среди частых стволов осины и кустарника. Цветом олени серо-рыжие, с белым подпузьеми светлыми пятнами на морде, голове, которые видимо и размывают их стройный силуэт в лесной чаще.


Вокруг солонца- смороженные цепочки следов, по которым идти намного легче, но соскользнув с намороженного отпечатка, рискуешь получить вывих голеностопа. Так и иду, иногда осторожно пользуясь замершей дорожкой, но больше по снежной целине. Хищника вообще нет. Ни одного волчьего или койотового следа, даже старого. Видимо олени сместились на время глубокоснежья и их постоянный спутник-хищник , следуют за ними. Я это уже заметил, там где оленя было много по осени, его можно не найти зимой, есть у них свои излюбленные места зимовки. Встречаются следы мелких куньих — куниц и горностаев, ныряющих под торчащие над снегом валежины, да вездесущие белки повсеместно оставляют свои дорожки от дерева к дереву.


Солонец- глубоко выбитая копытами и выеденная зверями яма, куда я время от времени насыпаю соль, вообще без свежих следов,так, пару оленьих строчек , прошедших сквозь него, да следы зайцев, приходящих посолонцевать. Совсем пусто, хотя еще по осени, здесь ,за сутки , приходили десятки оленей.


Выбираюсь обратно к машине. Я пользуюсь снегоходными дорогами сегодня, специально пробитыми по тайге на сотни км. Ими мне пользоваться нельзя, но без этих дорог проехать к интересующему тебя месту на машине , нет никакой другой возможности. Даже на большой резине, на полном приводе, мой лёгкий Тиджей, просто месит снег, не продвигаясь ни на метр. Да простят меня снегоходчики, я не наношу никакого вреда их дорогам.


Эти снегоходные дороги делаются клубом, по установлении постоянного снежного покрова. По ним можно проехать тысячи км, по всей Канаде. По пути следования, выстроены гостевые домики, где можно переночевать и обогреться, в них есть нары, дровяные печи и дрова, заготавленные клубом. Пользуясь этой дорогой, я могу уехать на снегоходе от моего города до Северного ледовитого океана строго на север и соответственно , до Тихого и Атлантического на Запад и Восток. Большие фанаты снегоходов это делают. Членство в клубе порядка 500 долларов в год.
Сегодняя вынуждено пользуюсь этой дорогой, но этого делать нельзя, как по этическим соображениям , так и с правовой стороны. Мне нужно проехать всего десяток км до моего солонца.



Выезжаю с этой дороги на обычную, пробитую в тайге любителями покататься. Машина плавает, но идёт. Останавливаюсь время от времени проверить следы, но хищника нет совсем. Зато оленьего следа по дорогам очень много..Все испещрено копытами, малыми и большими, Время от времени вижу оленей, убегающих от меня по утрамбованному снегу и не желающих лезть в снег. Запахло весной и они возвращаются в привычные места обитания.


Далеко впереди вижу темное движущееся пятно на дороге. Зверь или птица? Приближаясь вижу, что это ворон, важно расхаживающий по выбитой колее и не спешащий уступить мне проезд. Он ходит крупным, важным шагом и только при моем приближении, мощно оттолкнувшись скачет дважды и усаживается на снежный отвал, не улетая. Что то унего здесь есть, что не отпускает его. Подхожу ближе и вижу вдавленную в снег бело-черную тушку скунса, на которой и кормился ворон.
По лесу,в разогретых потоках воздуха, растекаетсяужасная вонь -постоянный спутник этих вонючек. Вонь нестерпимая, поэтому ,чуть не бегом ретируюсь и уезжаю подальше от смрадного места. Ворон провожает меня, с надменным видом
- Что съел?Только я могу такое терпеть! - он не улетел, только отодвинулся чуть с отвала в лес , контролируя свою добычу.




Неужели он и вправду думал, что я позарюсь на его вонючее добро? А может просто очумел от этого запаха!



Отъехав на приличное расстояние, оставляю машину и ухожу по трэйлу*. Так намного тише и надежней. Только пешком ты видишь и замечаешь все, что происходит в тайге. Опять стайка оленей махнула впереди меня белыми хвостами, я их не видел стоящими и увидел только , когда они замахали поднятыми хвостами. Уходят далеко, сколько видит глаз и скрываютсяв темнеющем пихтарнике. Я ищу следы хищников, направляясь примерно туда же, куда ведет меня эта дорожка.



Резко порхнувшие из-под кустов рябчики,пугают меня треском крыльев и заставляя судорожно схватиться за оружие, по привычке скорее, совершенно забыв , что я иду с винтовкой. Долго слышу их трепещущий полет в тихом , прозрачно-синем, прогретом сияющим по-весеннему солнцем, воздухе.



Я почти дошел до пихтарника, когда увидел след койота, вылезший на трэйл из рыхлого снега. Он направлялся туда же, к хвойному массиву. Не спешаший, извивающийся от одной стороны дорожки к другой и не оставляющий без внимания ни одной темной точки на белом снегу. Койот-одиночка, скорее всего самка, т. к. на месте мочевой точки я рассмотрел подкрашенное кровью мочевое пятно. Гонная самка. Гон койота в разгаре, а ведь уже март начался. Поздновато, видимо сильные морозы сдвинули время гона зверя. Гонного зверя манить тяжело, на крики жертв они практически не реагируют, а вот голосами собратьев можно пробовать.
Долго пробую манить, укрывшись в пихтаче. Меняю звуки с самца, на самку, потом визжащих в драке животных. Перепробовал все имеющиеся варианты, сидя под толстым стволом. Но без результатно. Вполне возможно, что зверь просто ушел очень далеко и находится вне зоны слышимости,а может и просто не реагирует на призывные звуки соплеменников, еще не время ему.



Делаю большой круг , следуя этой снегоходной дорожке , не встретив больше ни одного следа хищников. Зато оленей, напускавших меня очень близко, поднимал еще дважды. Как они знают , что сейчас не сезон?Сегодня за день , я видел уже около двадцати голов, напускавших меня на выстрел и все из них выходили к дорогам.


*Трэйл - обычно лесная дорожка, проторенная квадроциклами и потом снегоходами.Так же называют и пешеходную или зверинную тропу.



Другие статьи в литературном дневнике: