Царские шутки

Любовь Царькова: литературный дневник

"https://cyrillitsa.ru/history/53941-kak-shutili-russkie-monarkhi.html
Николай I


Император Николай I любил праздновать 1 апреля веселыми розыгрышами, на один из которых забавно попался полицмейстер столицы Бутурлин, получивший донесение о краже памятника «Медный всадник». Прибыв на место происшествия, он обнаружил статую на месте и сообщил об этом правителю, который рассмеялся и напомнил ему о дне смеха.


Спустя год произошло обратное событие – забыв о субординации, полицмейстер разыграл императора. Отправившемуся в театр Николаю I доложили, что горит Зимний дворец. В спешке вернувшись домой, император не обнаружил пожара, зато нашел смеявшегося чиновника. Поняв, что произошло, император назвал Бутурлина дураком и уточнил, что это «звание» не первоапрельская шутка, и что на следующий день он удостоится его вновь.


Николаю I приходилось демонстрировать свое чувство юмора и на международной арене, в частности, когда на парижской сцене вознамерились поставить спектакль о фривольной жизни Екатерины II. Когда стало известно, что посланная через посла нота протеста не возымела действие, и французы, прикрываясь либеральными взглядами, не будут отказываться от скандальной пьесы, Николай I вежливо попросил передать правительству Франции, что намерен делегировать на премьерный показ 300 тысяч зрителей в серых военных шинелях. Так вопрос о судьбе постановки был снят.
Александр III


Шутками иного рода, чем у Ивана Грозного и Петра I, бравировал самый миролюбивый российский император – Александр III. Интеллигентный правитель, порядочный семьянин и основательный хозяин оставил для потомков много остроумных афоризмов, свидетельствующих о его тонком чувстве юморе.


Как страстный русофил он мучился от осознания, что в его родословной преобладает немецкая кровь. В связи с этим он поручил историкам докопаться до истинного происхождения своего предка Павла I. После исследований один лагерь хроникеров объявил, что отцом Павла I всё-таки является император Пётр Фёдорович, урожденный немец Карл Петер Ульрих, и Александр III с досадой отметил: «Слава Богу, мы законные!».


Но когда вторая группа летописцев заявила, что располагает данными о родстве Павла I с графом Салтыковым, он радостно воскликнул: «Слава Богу, мы русские!»"



Другие статьи в литературном дневнике: