***

Галина Лисянская: литературный дневник

В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ МОЖЕТ БЫТЬ И ХОРОШЕЕ, И ПЛОХОЕ.



Я ВАМ УЖЕ ПОСЛАЛА СЕГОДНЯ В ВАТСАППЕ И В ФЕЙСБУКЕ, КОГО НЕТ В ВАТСАППЕ ХОРОШИЕ ВОСПОМИНАНИЯ О СВОЕМ ОТЦЕ.


НО, Я ХОЧУ ТАКЖЕ СООБЩИТЬ ВАМ, МОИ ДЕТИ И ВНУКИ, ЧТО НЕ ТАК ВСЕ ЛЕГКО И ПРОСТО В ЖИЗНИ. НЕ ТАК ВСЕ ПРЕКРАСНО И ХОРОШО БЫВАЕТ, КАК НАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ.
ЗАЧЕМ Я ХОЧУ СООБЩИТЬ ВАМ ОБ ЭТОМ?
ЧТОБЫ ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ МОЖЕТ БЫТЬ И ХОРОШЕЕ, И ПЛОХОЕ.
ВЫ СКАЖЕТЕ МНЕ, ЧТО ВЫ И ТАК ВСЕ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОМ.


Я ХОЧУ ВАМ ПОВЕДАТЬ ЕЩЕ КОЕ-ЧТО, ЧТО УЗНАЛА ЗА ГОДЫ СВОЕЙ ЖИЗНИ И ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.


Я ПОСТОЯННО НАБЛЮДАЮ ЗА СВОИМ НАРОДОМ И СПРАШИВАЮ У БОГА, ЧЕМ Я МОГУ ВАМ ПОМОЧЬ.


СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ СИЛЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ:
СИЛА СОЗИДАНИЯ, ДОБРА И ЛЮБВИ - СИЛА БОГА ОТЦА ВЕЧНОГО.
НО, ТАКЖЕ СУЩЕСТВУЕТ И ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ СИЛА РАЗРУШЕНИЯ, ЗЛА И НЕНАВИСТИ - СИЛА САТАНЫ И ЕГО НЕЧИСТИ.


ЛЮДИ ЧАСТО БРОДЯТ В ЭТОЙ ЖИЗНИ, ПОДДАВАЯСЬ ЛЕГКО ЛУКАВОМУ, НЕ ЗНАЯ О ПОСЛЕДСТВИЯХ. СО МНОЙ БЫЛО ТО ЖЕ, КОГДА Я НЕ ЗНАЛА, КАК ОТЛИЧАТЬ ЭТИ СИЛЫ И НЕ СБИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ НЕ ИМЕТЬ ТРАГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ.


Когда я училась в вечерней школе, подготавливаясь к поступлению в институт, мне задали домашнее задание - прочитать Булгакова "Мастер и Маргарита" и написать сочинение.
Я так и сделала.
К сожалению, мне ни одно мое сочинение не вернули. Позже, я поняла уже в институте, что хорошие работы не возвращают студентам, но сохраняют их, чтобы давать другим для зачетов, кто сам не может сделать работу по каким-либо причинам.


У меня всегда по сочинениям были пятерки.


Но, я прекрасно помню, именно сочинение по Булгакову "Мастер и Маргарита".


Такие приблизительные мысли я выразила в своем сочинении лет 20 назад.
Эта книга – булгаковский текст-обольщение.
Сначала я восприняла это произведение Михаила Булгакова с невероятным восторгом, особенно, во время просмотра фильма. И только потом постепенно я стала понимать, что в романе словно восхваляются силы тьмы, добро и зло так перемешано, что разобраться читателю очень сложно. Булгаков – писатель гениальный и в своей книге начал описывать и смешивать грандиозные силы.
Во время чтения романа «Мастер и Маргарита» возникает ощущение, что грань между добром и злом у автора стерлась, ее не существует. Подобное и можно, с моей точки зрения, назвать обольщением. Это меня и увело от этого романа навсегда. Любое искусство имеет способность магически влиять на человека, в некоторых случаях даже лишать его свободы воли.
Впоследствии я не перечитывала роман «Мастер и Маргарита», даже его фрагменты. Моя версия такая: трагический и чудесный Михаил Афанасьевич Булгаков во время написания романа был обольщен сатаной.


Однажды, когда мы ездили с Аней и Владом в штат Южная Дакота для просмотра скульптурных достопримечательностей в горах Президентов США и индейца, мы были в пути 10 часов туда и 10 часов обратно.
За это время я очень устала. Для меня такие поездки очень утомительные.
Так получилось, что я не могла спать, поэтому встала ночью и ушла из гостиницы, всю ночь бродя по незнакомому городу вдоль дороги, чтобы не заблудиться.
Я поняла, что Господь кому больше дает, от того больше и спрашивает.
Я почувствовала, что наступает воскресный день и мы должны были пойти в Церковь.
Вернувшись утром в гостиницу, я спросила у работника гостиницы, где находится ближайший приход Церкви. Мне дали адрес.
Когда Аня проснулась, я спросила ее знает ли она адрес ближайшего прихода.
Она сказала: нет.
Я дала ей записку с указанным адресом.
Аня возразила, объяснив, что это очень далеко ехать 40 минут.


У нее другое понимание соблюдения заповедей Божьих.


Она поехала смотреть достопримечательности.
Мне это уже было не интересно и очень сильно хотелось спать.
Возвращаясь в Юту, Аня включила на телефоне звукозапись и слушала " Мастер и Маргарита", - главы о сатане и его слугах.
Я была просто в ужасе.
Вернувшись домой я долго не могла прийти в себя от этого кошмарного путешествия.
Я сразу же сказала, что больше не хочу ездить никуда в выходные дни. Я хочу быть с Богом в воскресенье.



Позже я прочитала, что Булгаков и Гоголь искали оккультные знания для описывания этих знаний в своих произведениях. Однако во время работы над своим закатным романом, по словам его жены Елены Булгаковой-Шиловской, он много молился.


Гоголь также ходил в православную церковь, ставил свечки, платил 7-ю часть своих доходов и молился. Но, он написал такие жуткие вещи о нечистых силах, как "Вий", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ночь под Рождество", "Страшная месть", "Майская ночь, или Утопленница", "Шинель", - там тоже после смерти Акакия Акакиевича, стал появляться мертвец и сдирать с чиновников шинели ...
Нечистая сила лишена таинственности здесь, она сближается с людьми: черт «спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды». Он ухаживает за ведьмой совсем как человек: «подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».
Ведьма настолько не отличается от обычной женщины, что даже ходит в церковь, и, любуясь на нее, принарядившуюся, казаки думают: «Эх, добрая баба! Черт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют ее настоящим именем. Ведьма-Солоха хлопочет о выгодном муже, прибегая при этом вовсе не к колдовству, а «к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек».
В «Вечере накануне Ивана Купалы» мистика начинается прямо с названия. Известно, что Иван Купала — мистический праздник. По народным поверьям, именно в эту, самую короткую ночь в году происходит разгул нечистой силы. И именно в эту ночь отправился герой повести Петрусь искать цветущий папоротник. Ведь считалось, что если в ночь на Ивана Купала найдешь это растение, то оно откроет тебе сокровища. А именно это и нужно было Петрусю, чтобы жениться на любимой девушке.
Мистикой окутан и образ Басаврюка – приспешника нечистой силы. Вот как описывает его автор: «…загремело что-то басом над ним. Оглянулся: Басаврюк! У! какая образина! Волосы — щетина, очи — как у вола! …Тут брякнул он с бесовскою усмешкою кожаным, висевшим у него возле пояса, кошельком». Именно Басаврюк, постоянный обитатель шинка, наводит Петруся на мысль пойти искать цветущий папоротник: «Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось». Петрусь изо всех сил старался сделать это, но тут-то, когда в руках у него оказался цветок, началось самое страшное…
Мистикой и ужасом наполнена картина ночной встречи героя с нечистой силой. Но и последующая история жизни Петруся ужасна. Гоголь подтверждает мысль, бытующую в народе, что связь с нечистой силой никогда не доводит до добра. Хоть Петрусь и получил деньги, и женился на Пидорке, но он не был счастлив. Нечистая сила не отпускала его, и в итоге забрала к себе, оставив вместо денег разбитые черепки.


Благодаря мастерству Гоголя-художника, повести «Вечеров» в полной мере передают мистический ужас, атмосферу, свойственную народным сказаниям и поверьям. Будучи сыном этого народа, писатель впитал в себя его особенности, поэтому сам он до конца жизни оставался мистиком, верящим с существование потусторонних сил. И поэтому мистика в его творениях и, в частности, в «Вечерах», настолько завораживает, будоражит, пугает и волнует одновременно.


Почему Гоголь в своих произведениях обращается к изображению нечистой силы, ведь это было запрещено церковью, да и самим временем?


Я вспоминаю свое детство.
К сожалению, меня никто не учил о Боге. Это было запрещено законом страны, в которой я родилась.
НО, я постоянно слышала рассказы о всякой нечисти, что ее нужно бояться и темноты.
Я росла в страхе перед нечистой силой, особенно, когда кто-то умирал в деревне. Это было жутко слышать обо всех кошмарах нечистой силы. Я боялась спать по ночам, мне снились страшные сны.
О Боге нельзя было говорить.
О нечистых силах - можно и сколько угодно.
Мы должны были расти в страхе перед сатаной. Такая была политика нашей любимой коммунистической партии.



Удивительно то, что это было также в России и в Украине еще до революции, когда церкви еще никто не взрывал.
Гоголь родился и умер далеко до революции (1 апреля 1809;г. - 4 марта 1852;г.), прожив 42 года. У него не было жены и детей.


Гоголь с детства боялся Страшного суда и в период предсмертного недуга этот страх обострился. Спал Гоголь, исключительно сидя в кресле!
Есть нечто мистическое даже в гоголевской «жизни после смерти». Все эти истории с погребением заживо, с исчезнувшим из гроба черепом… С 1931 года, когда останки писателя перенесли на Новодевичье кладбище, поползли самые невероятные слухи. Например, что Гоголя похоронили живым. Этот слух отчасти основан на словах из завещания Гоголя, опубликованного в книге «Выбранные места из переписки с друзьями»: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться…»
У Гоголя было много фобий: он боялся грозы и обмороков, быть погребенным заживо и смерти.
Гоголь не умер, а заснул летаргическим сном.
А потом во время эксгумации обнаружили, что гроб был расцарапан изнутри. Писатель, особенно в последние годы жизни, был подвержен обморочным состояниям. Он очень боялся, что его похоронят заживо.


«Он придирчиво разбирает лингвистические и этнографические статьи, посвященные южным областям; он усиленно разбирается в жизнерадостных комедиях своего отца; он просматривает трактаты по колдовству; он собирает справочный материал в своей «Записной книжке», занося в нее крупицы информации, предоставленные матерью и сестрой; он расспрашивает их о старинной одежде, внимательно изучает присланные ими старые платья, шапки, платки. Обилие точных фактов, предметов, которые можно было пощупать руками, придавало ему чувство уверенности, в том, что касалось достоверности его поэтического вымысла», – пишет Труайя.


Булгаков родился после смерти Гоголя почти через 40 лет - 15 мая 1891;г..
10 марта 1940;г. - умер, прожив 48 лет. У него было три жены. Детей не было.


Три загадочные встречи Булгакова с Н.В. Гоголем


На краю пропасти


В голодном и ужасном 1917 году, работая в одной земской больнице врачом, молодой Михаил Булгаков тяжело заболевает — заразившись от больного ребенка дифтерией. Поставив себе диагноз, Булгаков впрыскивает себе противодифтерийную сыворотку, которая моментально дает ужасный аллергический эффект: все тело молодого врача покрылось сыпью, лицо его распухло, начался нестерпимый зуд.


Промучившись всю ночь, Булгаков попросит жену сделать ему инъекцию морфия. Повторные инъекции в следующие два дня спасли Булгакова от острой аллергической реакции, но дало предсказуемый эффект: у молодого Булгакова появилось привыкание к наркотику.


Новоприобретенная пагубная привычка начала стремительно развиваться, неумолимо разрушая физическое и душевное здоровье Булгакова.


Обратите внимание:
пагубная привычка начала стремительно развиваться, неумолимо разрушая физическое и ДУШЕВНОЕ!!! здоровье Булгакова!!!


До ужаса боясь того, что его пагубное пристрастие станет известным коллегам и окружающим, он впадает в тяжелейшую депрессию, при которой Булгакову казалось, что он сходит с ума.


ВОТ, К ЧЕМУ ВЕДЕТ ПРИСТРАСТИЕ К НАРКОЗАВИСИМОСТИ - ДУШЕВНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ И ЧЕЛОВЕК СХОДИТ С УМА!!! ТО ЕСТЬ, ОН НЕ МОЖЕТ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ, НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО КОНТРОЛЯ НАД СОБОЙ. СТАНОВИТСЯ МАРИОНЕТКОЙ САТАНЫ.


Приехав в Киев весной 1918 года после нескольких неудачных попыток вылечиться, молодой писатель уже пил опий прямо из пузырька.


Попытки первой жены Булгакова Татьяны Николаевны мешать пагубной привычке мужа вызывали его неудержимую ярость. Татьяна Николаевна вспоминала, что в порыве гнева Михаил Афанасьевич кидал в нее горящий примус, неоднократно целился из револьвера. Наконец, Татьяна Николаевна, желая обмануть больного, вместо морфия начала впрыскивать Булгакову дистиллированную воду. Это приводило к периодам тяжелейших ломок.


Первая жена Михаила Булгакова — Татьяна Николаевна Лаппа.


И вот при одном из подобных приступов, поздней осенью 1918 года, на съемной квартире в Киеве к корчившемуся от боли Булгакову явился УМЕРШИЙ Гоголь! Как писал позже в одном из своих дневников Михаил Афанасьевич, той ночью к нему в комнату стремительным шагом вошел «низенький остроносый человечек с маленькими безумными глазами», склонился над его кроватью и зло погрозил ему пальцем.


ЗАМЕТИЛИ, ЧТО НАПИСАЛ БУЛГАКОВ О ПРИЗРАКЕ-ГОГОЛЕ - "С МАЛЕНЬКИМИ БЕЗУМНЫМИ ГЛАЗАМИ"!!!


На следующее утро Булгаков не мог понять, было ли это сном, который был навеян тяжелыми телесными страданиями, или же дух великого писателя на самом деле приходил к нему, дабы уберечь от надвигавшейся катастрофы. Как бы то ни было, но с той драматичной и памятной для Михаила Афанасьевича ночи он удивительным образом навсегда избавился от наркотической зависимости, которую позже весьма убедительно описал в своем рассказе «Морфий».


Вторая встреча Булгакова была связана с загадочными обстоятельствами, предшествовавшими его знакомству со своей третьей — последней — женой, последней настоящей любовью, последней и самой яркой музой позднего периода творчества писателя.


Как-то на Масленицу в московскую квартиру своих знакомых, у которых обещал быть «знаменитый Булгаков», пришла Елена Сергеевна Шиловская — жена крупного советского военачальника, доктора наук, профессора Евгения Александровича Шиловского. Михаил Афанасьевич и Шиловская познакомились. Булгаков принялся шутливо ухаживать за 35-летней красивой дамой, польщенной вниманием известного писателя. И вдруг... уже не шутливо она ответила Булгакову взаимностью.


С этого вечера и начался их бурный, длившийся более двух лет роман, в котором было все: и страстная любовь, и ревность, и сцены, и разлуки. Однажды, получив разрешение у Елены Сергеевны проводить ее до дома (в это время Е. А. Шиловский был в командировке), Булгаков как вкопанный остановился у подъезда своей возлюбленной. Несмотря на упорные расспросы Елены Сергеевны о том, что привело Михаила Афанасьевича в столь сильное замешательство, в тот вечер Булгаков не раскрыл его причину. И лишь много позже, тяжело умирая на руках своей жены, он рассказал Елене Сергеевне о странной встрече, случившейся с ним за несколько лет до их знакомства.


Еще одну мистическую историю Булгаков связывал со своей женой Еленой Сергеевной, которую он шутливо называл «ведьмой», так как она приворожила его в первую же встречу. Дело в том, что она попросила его завязать тесемку на своем рукаве, и тем самым, по мнению писателя, привязала его к себе на всю жизнь.


Одним из холодных осенних вечеров 1927 года Булгаков шел по тусклым московским улицам. На душе у него было скверно: пристальное внимание к писателю ОГПУ, безденежье, трудности с публикациями произведений и проблемы в семье его и без того непростую жизнь делали просто невыносимой. Вдруг на одном из малолюдных перекрестков Михаила Афанасьевича случайно столкнулся с прохожим. Подняв глаза, он снова, как когда-то ночью в киевской квартире, увидел «низенького остроносого человечка с маленькими безумными глазами» — в шляпе и старомодном потертом пальто.


Человечек пристально с прищуром посмотрел на Булгакова, затем кивнул на незнакомый Михаилу Афанасьевичу большой каменный дом с вычурной лепниной, возвышавшийся справа от писателя, и, не сказав ни слова, стремительно исчез в темной гулкой подворотне. Сомнений не было — Булгаков снова встретился с Гоголем-призраком. Но о чем он хотел сказать писателю, Булгаков тогда так и не понял. И вот в тот памятный для Булгакова вечер, когда он провожал свою возлюбленную, Булгаков, к своему изумлению, узнал, что в этом загадочном доме, на который когда-то обратил его внимание Гоголь, живет Елена Сергеевна.


О своей последней встрече с призраком-Гоголем Михаил Афанасьевич рассказал в письме своему давнему другу Павлу Попову весной 1932 года. Писатель тогда работал в Малом театре над инсценировкой знаменитых гоголевских «Мертвых душ». По словам самого Булгакова, постановка шла из рук вон плохо. Михаила Афанасьевича не устраивали ни режиссура, ни декорации, ни игра знаменитых актеров, которые, по его мнению, были далеки от истинного замысла автора. Описывая в письме Попову свои творческие терзания, Михаила Афанасьевича упоминает о том, что ему приснился сам Гоголь.


Великий писатель ворвался к нему в квартиру и грозно воскликнул: «Что это значит?!» Как следует из письма, Булгаков начал оправдываться перед великим мастером, объясняя неудачи в работе над постановкой слабым актерским составом, отсутствием хорошего декоратора и прочими трудностями. И вдруг в самом конце их ночной встречи, сам того не желая, Михаил Афанасьевич неожиданно произносит странную, на его взгляд, фразу: «Укрой меня своей гранитною шинелью!»


После этих слов Михаила Афанасьевича Гоголь откланивается и исчезает. В то время мнительный и видевший во всем тайные знаки Булгаков не смог дать объяснения этой приснившейся ему фразы. Истинный смысл ее неожиданно открылся Елене Сергеевне через 12 лет после смерти писателя. Длительное время на могиле Булгакова на Новодевичьем кладбище не было памятника.


Однажды Елена Сергеевна, придя на могилу мужа, заглянула в кладбищенскую мастерскую и вдруг увидела там видавшее виды гранитное надгробие. На вопрос женщины о камне мастер ответил, что это — снятая с могилы Гоголя старая голгофа (тип надгробного памятника в виде глыбы, увенчанной крестом), вместо которой к 100-летию со дня смерти писателя был установлен новый добротный памятник.


По просьбе вдовы Булгакова эту тяжелую гранитную «шинель» вытащили из мастерской и водрузили на могилу Михаила Афанасьевича, где она стоит и по сей день. Позже, вспоминает Елена Сергеевна, ей приснился покойный Михаил Афанасьевич. Булгаков низко поклонился ей и вышел из белой комнаты, закрыв за собой дверь.



Современные исследователи творчества Михаила Булгакова и Николая Гоголя все чаще отмечают, что оба эти человека во многом были схожи. Мистический склад характера, мнительность, доходящая до исступления, непоколебимая вера в силу провидения наложили неизгладимый отпечаток как на творчество, так и на личную жизнь писателей. Вполне может быть, что Булгаков, который хорошо знал творчество Гоголя, это чувствовал и понимал, что их связывает некая невидимая, но прочная нить, которая не разорвалась и после смерти автора «Мастера и Маргариты».


Дом Булгакова «Нехорошую квартиру», находящуюся неподалеку от Патриарших прудов в Москве, знает большинство россиян по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (Квартира № 50 дом 302-бис по Садовой улице); именно там поселился Воланд прибыв в Москву, и именно там в романе произошла встреча реальных людей и потусторонних сил.


Но после того как роман вышел в свет реальный прообраз квартиры и сам стал наделен мистической силой: со слов очевидцев, ночами в ней происходят таинственные непонятные вещи.


Литературные образы будто ожили и заполнили квартиру, в которой когда-то поселились герои романа. Маляры, перекрашивавшие стены в «Нехорошей квартире», рассказывали, как наутро сквозь слой побелки проступил силуэт кота.


Вначале маляры подумали, что вчера попросту пропустили обработку части стены, и тщательно перебелили ее вновь, однако на другое утро с изумлением снова обнаружили силуэт кота на том же месте. Пробовали спрятать это пятно под несколькими слоями побелки, но оно снова проступило поверх известки. Тогда в ужасе маляры отказались от проведения ремонта в этом чертовом месте, а по их совету не стали белить стены и остальные отделочники.


Проступающие через отделку стен образы «Мастера и Маргариты» характерны не только для квартиры, но и для подъезда. Многочисленные почитатели героев произведения, собиравшиеся на лестнице, ведущей в квартиру №50, коротали время, обсуждая роман и разрисовывая стены подъезда образами любимых героев. Но надписи и многочисленные рисунки на стенах в подъезде не нравились проживавшим в доме обывателям, и они несколько раз делали попытки закрасить стены простой краской, однако образы, проступали снова и снова через густой слой покрытия.



После череды неудачных попыток один жилец разозлился и закрасил изображение Воланда слоем черной краски, рассчитывая на то, что на темном фоне рисунок будет не виден, но образ Воланда отчетливо проступил поверх черного пятна.


Те, кому повезло пожить в квартире Булгакова или по соседству, тоже оставили воспоминания о мистической атмосфере в квартире. С наступлением ночи она будто оживала: даже в абсолютно пустой квартире скрипел старинный паркет, слышались глухие шаги. Проживающие там все время слышали чье-то дыхание и вскрики; складывалось впечатление, что сам Булгаков или герои его романа незримо приходят в свою любимую квартиру.



С домом Булгакова связано еще одно мистическое событие, которое наблюдали многие из москвичей, проживавших или проходивших в ночное время по Тверской и Большой Садовой. Согласно свидетельствам очевидцев, они неоднократно наблюдали, как из одного дома в районе Тверской выходит полупрозрачный фантом огромного черного кота, бесшумно переходит на другую сторону и так же бесследно исчезает в стене дома напротив. Происходит это два раза в месяц, потому появление кота смогли увидеть многие, что и дало возможность занести фантом Бегемота в Международный справочник по привидениям.



После смерти Михаила Афанасьевича Булгакова о его персоне и о его произведении, в частности, стало ходить множество легенд. Говорили о том, что в своих произведениях гениальный писатель зашифровывал масонские послания и эзотерические символы. Более того, даже ходили слухи, что самое известное произведение писателя ему помогал создавать сам сатана. Как же было на самом деле, сейчас уже не узнает никто, но некая мистика, витающая над образом великого писателя, передалась известной экранизации романа «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко.


Сам же режиссер в одном из многочисленных интервью отметил, что ничего мистического на съемках не происходило, и в процессе создания фильма никакая потусторонняя сила не вмешивалась. Хотя уже перед началом съемок с ним приключилась весьма «странная история на Патриарших прудах». Однажды, прогуливаясь на Патриарших, режиссеру Бортко неизвестный прохожий ни с того, ни с сего сказал: «Ничего у вас не получится!». При том, что на тот момент о планах Бортко экранизировать «Мастера и Маргариту» почти никто не знал. Странно, не так ли?!


Также стоит отметить, что до Бортко многие режиссеры пытались поставить экранизацию романа, но никому это не удалось до конца. Всегда находились какие-либо причины, которые «не допускали» фильм до широкой общественности. По этому поводу Сергей Безруков, который сыграл в постановке Бортко Иешуа Га-Ноцри, сказал следующее: «Если фильм снимается от чистого сердца и с целью прославить роман и дать возможность зрителям еще раз окунуться в те невероятные события, то Булгаков сам поможет. Если же экранизация создается для того, чтобы на ней заработать, то у вас никогда не получиться ее поставить». Более того, многие из актеров были уверенны в том, что играть им помогает сам Булгаков. И хотя предметы на съемочной площадке не летали, и рукописи сами собой не загорались, было несколько мистических ситуаций, над которыми, казалось, витал «булгаковский» дух.


Например, некоторым актерам снились вещие сны, у Олега Басилашвили (играет в фильме Воланда) перед озвучкой фильма пропал голос, а костюмы актеров пропадали чуть ли не ежедневно.



Кто-то называет это жутким совпадением, кто-то мистикой, но факт остается фактом: в год премьеры и за пять лет после выхода первой серии на экраны умерло 13 актеров, которые участвовали в съемках.


В возрасте 47 лет скончался актер Александр Чабан. Его тело нашли 2 октября 2005 года в своей квартире. Он играл следователя, разыскивающего Воланда.


Почти через год, в сентябре 2006-го, умер Павел Комаров, сыгравший вора, который украл на пристани одежду купавшегося поэта Ивана Бездомного. Ему не было и 40 лет.


Станислав Ландграф (критик Латунский), Кирилл Лавров (Понтий Пилат), Евгений Меркурьев (счетовод), Александр Абдулов (Коровьев), Андрей Толубеев (озвучивал Алоизия Могарыча), Юрий Оськин (швейцар Николай), Галина Баркова (продавец фруктов), Владислав Галкин (Иван Бездомный), Валентина Егоренкова (медсестра в дурдоме), Станислав Соколов (секретарь Понтия Пилата), Михаил Суров (массовка). 13 человек.



Фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» 14 лет ждал своего часа. Его отсняли еще в 1994 году, а представили только в 2008-м на кинофестивале стран СНГ и Прибалтики Новое кино. XXI век. В прокате он и вовсе оказался лишь в 2011-м.



Хотя на пресс-конференциях актеры кричали в голос, что не было никакой мистики, члены съемочной группы все же вспомнили некоторые эпизоды.


Так, Юрий Кара рассказывал, что чертовщина началась буквально со съемок первой сцены в московском саду «Эрмитаж»: «Снимать картину начали в саду «Эрмитаж» со сцены в варьете, все телеканалы дали об этом репортажи. Вдруг на площадку пришел Левитин (режиссер театра), попросил прекратить съемки».


Позже выяснилось, что в том месте, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления. Когда Левитину об этом сообщили, он сначала не поверил. А как только отложил телефон, трубу прорвало в его кабинете.


На площадку вызывали даже батюшку, который окропил святой водой камеру и съемочную группу!!!


Всего за время работы над картиной Кары сменилось шесть операторов: они то уходили, то просто пропадали. Так, когда снимали древнюю Иудею в Крыму, неожиданно пошел снег, чего в октябре давно не бывало. Кроме того, на съемки по непонятным причинам не пришел оператор. А саму пленку, как оказалось, забыли в Москве.


Когда Кара поехал в столицу за пленкой и оператором, напротив дома Булгакова, уже в Москве, сломалась его новая Волга. Отметим, что через некоторое время в его авто врезался человек по фамилии Коровьев.


Кинокартину в итоге снимал Евгений Гребнев. Он скончался вскоре после съемок: в 35 лет, за день до своего дня рождения.


До премьеры также не дожили актеры Бронислав Брондуков и Спартак Мишулин (Варенуха и Арчибальд Арчибальдович), Виктор Павлов (Бегемот) и Михаил Ульянов (Понтий Пилат) и композитор Альфред Шнитке (профессор, у которого учился Лев Лисянский в Консерватории).


Надеюсь, что прочитав это все, вы будете более осмотрительны и осторожны делать свои шаги в будущем.


Ничего просто так не происходит в мире.
Об этом нас предупреждал Иисус Христос.
Сатана Его также пытался искушать несколько раз и лично сам и через своих слуг, которые были первосвященниками, книжниками и служили в храмах. Они были настолько послушными сатане, что не поняли, что они творят волю дьявола. Именно поэтому Иисус молился о них на кресте, когда эти служители церкви распяли Его. Он просил за них прощения у Отца Небесного, сказав: ибо они не ведают, что делают.


В эти трудные дни вся нечисть старается еще с большей силой овладеть нашими разумами, нашими душами, чтобы в конце-концов, мы могли стать его приспешниками-слугами.


Иисус Христос победил его и Он будет нам помогать справиться со всеми проблемами, которые ждут нас впереди.
Для получения Его искупительной силы и власти над мракобесием, - Господь призывает нас покаяться и измениться, стать более чистыми, более праведными, святыми.
Он поможет нам, если мы будем спрашивать Его обо всем, просить помощи, благодарить, служить Ему, изучая Его Евангелие.
Он говорит нам все, что нужно делать и не бояться ничего.
Страх и нерешительность, сомнения и колебания, споры и раздоры, обман и жестокость - не от Бога, но от сатаны.
Бог призывает нас беспрестанно проявлять добродетельность. Сатана и его приспешники не смогут овладеть нами.
Только любовь и милосердие победят всякое зло.
Не стесняйтесь делать добрые дела беспрестанно.
Не слушайте сатану и не ищите самооправдания для себя ни в чем злом и грешном.
Постоянно слушайте Бога и кайтесь, благодарите Господа и дарите благо другим, кто вас окружает.
Вокруг вас будут Ангелы Небесные. Они защитят вас и будут охранять беспрестанно, если вы будете постоянно думать об Иисусе Христе и Его учении и выполнять Его волю, советуясь с Ним в каждом шаге.
Слушайте звукозаписи из Ветхого Завета Библии, и из Нового Завета.
Слушайте духовные музыкальные звукозаписи. Это музыкальные молитвы. Они будут также охранять вас и ваших деток.
Да пребудут с вами силы Небесные и благодать Божья, милость Его, благость и любовь. Во святое имя Иисуса Христа, аминь и аминь.


Об отце своем я напишу дополнительно, позже.


Люблю вас и молюсь о каждом из вас.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.08.2023. ***
  • 28.08.2023. ***
  • 26.08.2023. ***
  • 21.08.2023. ***
  • 19.08.2023. ***
  • 14.08.2023. ***