Левша или правша?

Елена Слаутина Сибирь: литературный дневник

Известно, у каждого из нас в черепушке умещается два мира. Мир правого полушария мозга - мир образов, ощущений, грез и темных инстинктов. А также мир левого полушария - математической упорядоченности, логической уравновешенности и вербального общения.
Правополушарные становятся музыкантами и живописцами, или на худой конец - маньяками. Левополушарные - всеми остальными, адекватными членами нашего урбанизированного общества.
Литература - случай особый. Поэт живет образами и инстинктами, но имеет дело со словом. Поэты - переученные левши, которых окружающий мир заставил пользоваться левым полушарием, но при этом правое, изначально доминировавшее, не сдало позиций и научилось уживаться со своим левым соседом. В результате, мозг поэта - образец равновесия, когда образы обретают словесное выражение, грезы запечатлеваются во фразах.
Что, если взять такого равновесно-полушарного поэта и продолжать пичкать его логикой и математикой, сдать в математическую школу или записать в дом пионеров в кружок "Умелые руки"? Из него вполне может получиться сносный инженер, технарь. Но правое полушарие будет зудеть всю жизнь, пытаясь восстановить утраченные позиции.
Продукт нашего времени - физик тире лирик, инженер, рифмующий на досуге, программист, старательно выписывающий в столбик программные коды и упивающийся рифмами типа do-enddo, if-endif. День напролет они борются с Delphi, форматируют диски, конфигурят сервера, а по вечерам уходят в сеть и обсуждают судьбы сетевой литературы.
Если допустить, что сеть все же родит новые формы подачи (по меньшей мере) произведений литературы, о чем здесь уже говорилось - гипертексты, автоматическая генерация текста и пр.-пр. - это потребует владения какими-то техническими навыками создания электронных документов. Хотя бы в объеме простейших HTML. Здесь уже мало просто родить идею-сюжет, взять авторучку и лист бумаги или даже воспользоваться тем же компьютером в качестве пишущей машинки - и изложить назревшее.
Поэта, фетишизирующего свое правое полушарие и использующего левое лишь в качестве инструмента для работы со словом, трудно обратить к таким скучным материям, как тэги, линки и фреймы. В поэте подсознательно живет атавистическая тяга к гусиному перу и листу пергамента - все остальное от лукавого и способно лишь погубить хрупкое вдохновение. Все, что идет от левого полушария - в их мнении есть погибель для искусства.
Сам я по жизни связан с медициной. На моей памяти в больницах появлялись первые ПК. Медицина - самая консервативная из профессий. В мнении любого старого классического врача медицина - искусство. Он мало доверяет логике, предпочитая интуицию, наблюдение и свойственную любому человеку искусства непогрешимую уверенность в своей правоте.
О, как сопротивлялись врачи попыткам дополнить медицину электроникой, подкрепить интуицию логикой! Собственно, компьютеры - частность. Медицина всегда противилась любой технике. Даже через десятки лет после появления фонендоскопов - еще на моей памяти - пожилые врачи-ортодоксы предпочитали выслушивать сердце пациента, приложив ухо к его груди.
Потребовалось несколько лет и, по сути, приход нового поколения молодых врачей, чтобы компьютеры все же заняли свое место во врачебных кабинетах. Нынешняя молодежь без них уже не может. Конечно, в итоге современные врачи стали несколько левополушарней своих учителей, интуиция потихоньку атрофируется, но результаты становятся более надежными и предсказуемыми.
Так же, мне кажется, необходимо дожидаться нового поколения литераторов, чтобы сетевая литература, действительно, появилась. Поэтов более левополушарных, способных довериться технике и овладеть ею. И, по-видимому, предтечи этого поколения (или даже его зародыш) те самые рифмующие инженеры.
Тот факт, что ты любишь ковыряться во внутренностях своего пня, еще не значит, что ты не можешь быть хорошим поэтом. Только поэзия эта будет уже немножко другая. Собственно, по мере урбанизации нашей жизни она давно уже движется в определенную сторону. В сторону большей упорядоченности, логичности, концептуальности. Конечно, поэзия никогда не избавится от эмоций, но рифмующий физик не просто выплеснет эмоции на читателя, но попытается их препарировать.
Хорошо ли это, плохо ли, но это объективная закономерность. И именно сетевая литература, которую на первом этапе, возможно, будут творить преимущественно лирики-инженеры, окажется наиболее типичным, наиболее контрастным проявлением этой закономерности. Поэзия логических форм, упорядоченных чувств, поэзия аналитическая. Больше описательная, фактографическая, чем интуитивная. Более ироничная (поэты обычно серьезны от избытка любви к себе, инженеры чаще ироничны, ибо понимают, что все в этой жизни имеет свой гарантийный срок).
Когда-то что-то похожее декларировали футуристы, ошарашенные наступлением промышленной эры. Но тогда это была больше игра, эксперименты, вызванные изменением условий, в которых поэт творит, но не методов творчества. Теперь же меняются сами методы.
Появляется не просто новая литература, но, может быть, даже новый вид искусства. Уникальное явление: впервые это искусство, которое создали технари (впрочем, нет, первым все же было кино). /Георгий Жердев/



Другие статьи в литературном дневнике: