Василий Афонин. О несостоявшейся встрече
Василий Афонин. О несостоявшейся встрече с писателем....
Казаков был всегда рядом, и чем старше становился возрастом я, тем ближе и дороже был он мне. Из всех пишущих ныне для меня он самый настоящий. /Из рассказа "На пристани"/
Василий Афонин родился в 1939 году в деревне Жирновка Новосибирской области. В юности ему довелось поработать и пастухом, и слесарем, и строителем, и грузчиком в порту. В 1966 г, он поступил на юридический факультет Одесского университета, после его окончания преподавал историю в школе.
«В том краю» — первая книга В. Афонина. Две повести, составляющие ее и ранее опубликованные в журнале «Наш современник», были тепло встречены критикой.
Василий Афонин написал и напечатал немного, но во всем том, что им написано, мы сразу чувствуем умелую руку, точный взгляд.
И если читатель, обращаясь к повести «В том краю», вспомнит, что это — первая публикация автора, он, вполне возможно, даже удивится умению автора — непринужденности и выразительности слова, достоверным характерам и тому душевному настроению, которое последовательно, нигде не изменяя себе, пронизывает повесть от первой до последней ее строки.
Как правило, все это дается писателю далеко не сразу, если же сразу, значит, автор тем более привлекает внимание читателя.
Но ведь читательское внимание — это та же требовательность: «Если тебе удалась первая повесть, иначе говоря, если ты человек способный, значит, твоя следующая вещь обязательно должна быть гораздо лучше и выше, чем это начало! Обязательно! Без этого самое лучшее начало теряет всякий смысл!»
Примерно так судит читатель, мысленно собеседуя с автором, и правильно судит — хорошее обязывает только к лучшему.
Но, помимо собственных возможностей и способностей начинающего автора, да и не только начинающего, на все его творчество, на все его удачи и неудачи действует и другое серьезное обстоятельство: опыт тех писателей старшего поколения, к которым он тяготеет по духу своему, по стилю, по материалу.
Афонин пишет о деревне и пишет так, что вольно или невольно читатель почти наверняка сопоставит его произведения с книгами таких писателей, как Абрамов, Астафьев, Белов, Крутилин, Носов.
Этот перечень имен, прочно вошедших в русскую советскую литературу, может быть продолжен еще и еще, но сейчас дело в другом, в том, что быть последователем этих писателей, может быть, и не очень трудно, поскольку они уже проложили определенный путь в нашей прозе, и теперь можно следовать этим путем, но, с другой стороны, возникает вопрос: для чего начинать, начинать даже и очень хорошо, если в результате он будет только повторять кого-то?
Я вовсе не хочу сказать, что Василий Афонин сознательно повторяет. Сознательно это, пожалуй, никем или почти никем а не делается. Но невольно делается и очень часто.
Я даже думаю, что дело может обстоять как раз наоборот — автор искренне убежден в том, что он первый вот так говорит о деревне и ее людях и никто другой до него этого еще не сказал, а чего доброго, и не скажет никогда.
Я не очень удивился, если бы узнал, что тот или иной молодой автор никогда не читал тех писателей, сходство с которыми ему «приписывает» читатель, причем сходство это ставится ему чуть ли не в упрек. Но это ведь не упрек, отнюдь нет!
И дело здесь не в упреке по поводу творческого повторения, дело в совпадении и повторении жизненного опыта людей разных поколений. Как бы ни была стремительна жизнь, такое совпадение неизбежно и правомерно, а кто-то уже и определяет сходство литературного творчества — интерес к одной и той же теме, и даже к одной и той же жизненной ситуации, и одним и тем же человеческим судьбам. Даже литературный стиль, даже выбор писателем необходимых ему слов и выражений оказываются сходными, иногда — поразительно сходными.
И тогда следующим, если так можно сказать, этапом творчества писателя неизбежно окажется его умение не только писать, но и ориентироваться в общем потоке литературы, умение определить, кто из писателей-современников не совпадает с тобою совершенно, кто из них тебе близок, а кто близок настолько, что этой близости следует даже опасаться, чтобы избежать повторения.
Иначе говоря, речь идет об определении писателем его собственного творческого пути, которое возможно только тогда, когда им создано не одно, не два, а ряд произведений. Ведь только собственные произведения и скажут писателю нечто о нем самом, ничто другое этого не сделает.
Разумеется, это произойдет лишь при условии, что писателю доступен объективный взгляд на свое творчество.
Нам же, писателям, остается в этом случае только одно: подождать и посмотреть, как определится дальнейший путь молодого писателя.
В данном случае — писателя Василия Афонина. Эти соображения по поводу дальнейшей работы автора настоящей книги я предпочел обычному ее «разбору», так как уверен, что книга и без моего участия вполне может говорить сама за себя.
Сергей Залыгин /Из предисловия к книге "В том краю"
Об авторе
Васи;лий Его;рович Афо;нин (3 сентября 1939, д.Жирновка, Новосибирская область) — известный томский, русский писатель.
Родился в крестьянской семье в Сибири, на берегах реки Шегарка. Его предки тоже были русскими крестьянами, род происходил из Калужской губернии. Афонины приехали на хлеборобный Алтай по реформе Столыпина в начале XX века. После Гражданской войны и раскрестьянивания отца — Егора Михайловича — как подкулачника выслали не далеко на обской Север, а всего лишь на истоки Шегарки, север Новосибирской области, в Шегарскую спецкомендатуру. Здесь в неволе и появился маленький Василий. Здесь вырос, познавая крестьянские будни. После окончания в 1955 семилетней деревенской школы переменил множество профессий: работал в том числе пастухом, скотником, разнорабочим, слесарем, электриком, грузчиком. В 1966 окончил вечернюю десятилетку и изучал юриспруденцию в Одессе. Здесь из-за выступления студента Афонина в защиту писателя А. Солженицына ему только в 1971 с трудом разрешили сдать госэкзамен. Получив юридическое образование (1971), вскоре заканчивает Высшие литературные курсы московского Литинститута им. Горького. Работал учителем в сельской школе, литсотрудником районной газеты, библиотекарем.
Печатается с 1972, автор нескольких книг прозы, которые были изданы в Москве и Новосибирске.
Поселился в Томске в 1974 года.
Награждён премиями журналов: «Юность», «Крокодил», «Сельская молодежь».
С 1976 — член Союза писателей СССР.
В советское время книги В.Е. Афонина издавались в Болгарии, Венгрии, Западной Германии, затем в Прибалтике и др. странах.
В постсоветское время занимал принципиальную гражданскую позицию, что стало основанием для весьма прохладного к нему отношения со стороны областной бюрократии. Василий Афонин явно не придворный писатель.
Автор книг: «В том краю» (1975); «Последняя осень» (1976); «Клюква ягода» (1979); «Игра в лапту» (1981); «Письма из Юрги» (1984); «Вечера» (1984); «Таксист» (1985); «Чистые плесы» (М., 1986); «Сполохи» (Томск, 989); «Биография» (1990), «В церковных перезвонах» (Ставрополь, 1991); «Диалектика природы» (М., 1991); «Поленница» (Томск, 1995); «Пока текут реки. (Хроника сибирской жизни)» (Томск, 1998); «Однажды навсегда» (М., 1999); «Дом на холме» (Т., 2001). Печатает свои произведения в журналах «Знамя», «Сибирские огни», «День и ночь». Публиковался в сборнике «Сибирский рассказ. Новосибирск» (1986).
PS. Прочитал его рассказ "На пристани" на одном дыхании. Встреча учительницы и писателя на тихой пристани. О жизни писателя. Как точно и глубоко показана наша жизнь, показано творчество и драма жизни писателя Юрия Павловича Казакова.
Творчество Василия Афонина стало открытием к дню памяти Юрия Казакова.
Я думаю, что рассказ "На пристани" понравится Вам до глубины души. Понравится, потому что это - наше русское из глубины Сибири.
Вышла новая книга Василия Афонина "Поморский крест". Конечно, хотелось бы заглянуть на ее страницы, окунуться в русский Север и нашу глубинку.
Это осталось в истории...
Лично Твардовского тогда Василий не знал, однако пару-тройку рассказов отнёс в возглавляемый им «Новый мир», откуда получил первый ответ: «Напечатать ваши рассказы не можем, но у вас абсолютно литературные способности, пишите». А в журнал привело Афонина, пожалуй, лишь упрямство – на пути из Сибири в Одессу он прогуливался по московской набережной, где жил Твардовский. Буквально как в деревне – спросил, где тут Твардовский живёт, ему подсказали во дворе, он поднялся, но застал лишь жену его Марию. Она-то и посоветовала отнести рассказы в журнал, так как студент Афонин восхищался прозой Юрия Казакова, даже ездил к нему в Абрамцево, но разминулся буквально на несколько минут…
https://vk.com/silverwolf72?w=wall333373871_2100
Другие статьи в литературном дневнике: