Беатрикс и Мария

Эхинацея: литературный дневник

https://www.washingtonpost.com/graphics/2020/health/corona-simulation-russian/
_________________


у Готфрида Келлера есть переработка старинной легенды. Я перескажу её так, опуская прилагательные.
Монахиня Беатрикс, бывшая ключницей в монастыре, поняла, что мир для неё значит больше, чем служение Деве Марии и однажды ночью, попрощавшись с образом Принепорочной, оставила ей ключи возле лампадки у её иконы. По пути она у колодца встречает рыцаря. Происходят романтические события, в результате которых она становится его любовницей и это занимает большую часть повествования поскольку именно романтика и вкус мирской жизни должны по замыслу Келлера оттенить и осмыслить дальнейшее. Беатрикс заценила секс с рыцарем и лучшей жизни себе уже и не желала... Особняком вклинена история с проигрышем возлюбленным Беатрикс в кости, заночевавшему в рыцарском замке сластолюбцу барону и последующем отыгрыше Беатрикс, но очевидно, что это вставка, хотя и довольно вкусная и уместная. Вставка ради того, чтобы показать ум Беатрикс, указав при этом на число 12, которые даруют ей волю и возможность второго побега. Уже от красавца барона назад к своему азартному рыцарю. Дальше Беатрикс выходит замуж за своего рыцаря и рождает восемь сыновей и снова, в третий раз совершает побег, но уже в монастырь. В свой же. Там её встречает Дева Мария, которая всё это время исполняла вместо Беатрикс её служение в роли ключницы монастыря. Исполняла так, что никто из монахинь даже и не заметил подмены. Мария возвращает ключи Беатрикс. Жизнь в монастыре идет свои чередом. На какой-то праздник монахини делают подарки Деве Марии. И только Беатрикс пребывает в воспоминаниях. Монахини возмущаются. Место ропота монахинь, как на мой вкус описано недостаточно и недоосмысленно, поскольку это именно то место, где старший сын, который оставался с отцом, возмущается тем фактом, что он работал больше, что он лучше, чем его меньший беспутный брат. Это важное место в человеческой жизни, но его писатели боятся описывать. Я же когда-то непременно напишу роман, главной темой которого будет именно этот ропот по поводу одного динария для всех... На праздник проезжает мимо монастыря этот, уже старый, седой рыцарь с сыновьями. И решает посетить монастырь, благо он в такой день открыт для всех, кто желает поклонится Пресвятой Деве. И, когда уже дары монахинь подарены, открывается тайна и все понимают, что её эти восемь сыновей и есть дар Беатрикс Марии
здесь бурные овации и аплодисменты. Мне настолько понравилась эта история о трех побегах, как трех отречениях Петра, шо я неудержалась от пересказа. Рекомендую найти и прочитать - она не очень большая, но в ней столько смыслов, что можно и три раза прочесть
Любопытны эти четыре поступка Беатрикс:
1. мотив сердца - если не любо, бросай и ищи то, что твоё. Вот это её способность бросить остогыдлу накатанную колею и уйти в ночь, в неизвестность
2. мотив ума - если тебя поработили, продали, связали, одурили, - выпутайся, развяжись, обмани, сбеги, убей, сбунтуйся
3. мотив старости, изменения смыслов - когда жизнь подходит к концу, многие вещи становятся обузой. Дом, семья, муж, дети, новый диван, на диване султан? Брось их к е б е н я м и убегай
4. мотив самости, самостояния - все делают что-то очень важное, но важность его недоказана, живи своей жизнью. Венцы дубовые на сыновьях, как символ долголетия, исполненного долга
Но можно посмотреть иначе, как на мерзости:
1. бросает служение из-за похоти
2. обманывает из своеволия
3. бросает мужа и детей
4. не исполняет общественных обязанностей
И тогда вопрос: что хужее? Оставаться в и жить не своей жизнью, или пойти против течения? Какая нога мерзеннее?



Другие статьи в литературном дневнике: