о предательстве

Эхинацея: литературный дневник

самый известный в христианском мире предатель - Иуда. Всмотримся в него. Человек искал человека, или проще: Иуда искал Бога. И вот нашел, ел, пил с Ним и за его счет, что важно. Или неважно? А когда поел - попил и ему полегчало...
Гадкий тип, но посмотрим и на Бога - разве Он не знал? Знал! Он для этого и нашелся и этого не скрывает. Здесь Бог в роли провокатора, или лекаря - как кому угодно. Но ведь и Иуда понял! Вот, представь, что это ты и до тебя дошло, что поят и кормят то тебя на заклание - Он знает, что ты "предашь", а потом удавишься... Хорошо, как на мой вкус, эта тема взаимоотношений Бога с Иудой раскрыта в украинской сказке "Языката Хвеська" - рекомендую. Но в ней та же недоговорка: а Хвеська то должна была понять после того, как сказка кончилась!!!


а тем временем вспомню об еще одном предательстве - Петр и Мазепа. Здесь предательство политическое. Конечно, предать такую дрянь, как Петр, сам Бог велел и очевидно, что лучшее, что мог сделать Иван - это избавить мир от этого московского палача. Но он выбрал смену сюзерена. С коварством, но кто осудит? Вот тут надо посмотреть на судей. На кого похож Петр, что это за взаимоотношения? Мазепа находится в зависимости от более сильного. Это вассалитет. Точно такой же, как на базаре у торговца перед рэкетиром - платишь этому, чтобы он тебя не убил, а он защищает тебя от себя и от других таких же. Украина попадает в вассальную зависимость от Московской орды совсем не из братских побуждений. И поведение Мазепы понятно вне зависимости от того ради чего он меняет сюзерена. Будь то из-за мерзости Петровской Московии, или Карл показался симпатичнее. Здесь не важно. С его места это видится, как рывок к свободе. Сама возможность смены - уже свобода.
А вот Петр? Представим, что он не дурак. И понимает, что почем. Но вассалы были и будут и только мечом их не удержать - нужна духовная, моральная привязка. И Мазепа объявляется предателем, церковь верная вассалка поет анафему, хор псарелюбивых пушкиных сочиняет стихи - никакая веревка наброшенная на невольника не бывает лишней


Предательство на войне бывает двух типов. Первый случай, когда ловят крепостного крестьянина у барина в загоне, снимают с него веревки, дают пищаль и предлагают умереть за веру и отечество. Почему такой предатель - предатель? Тут очень хорошо видно, что реальные веревки из человеческой кожи сняты и вместо них одеваются другие, невидимые. Иначе как ты связанного крестьянина заставишь воевать. Он бы хорошо. конечно, чтоб в наручниках и намордниках, да цепи на ноги человек по сто, или даже по тысяче сковать, да в бой. Но искусство ведение боя не стоит на месте и враг хитер! Может увести невольников, то есть солдат, к себе. Поэтому напускается туман о предательстве, жену и детей лишают надела, предателя к стенке, чтоб другим неповадно было. Бараны блеют, собаки лают
И есть другой вид военного предательства. Это когда человек добровольно идет на сытное место, становится офицером, рассуждает о чести, страна его кормит, поит, одевает. И тут надо умирать за неё - не зря ж кормили! А он всем табуном бежит из Крыма. Здесь тоже, как посмотреть - в конце концов, человек ведь тоже не очень хотел умирать - ему жить хотелось, есть, спать, командовать, звания получать.


Подхожу к самому интересному виду предательства хорошо описанному Альфонсом Доде в Тартарене из Тараскона. Вот. представь, что ты добровольно идешь с кем-то в горы - если один сорвется, второй страхует. В горы лучше в связке. Нет. Не буду пересказывать - лучше прочесть у Доде. Это того стоит


А я лишь сделаю свой вывод. Предательство - это нарушение принципа "будь верен до смерти" и следует различать кто выбирает этот принцип и насколько осознанно. Чаще бывает так, что принцип провозглашает и диктует один, а придерживаться должен другой. И логика здесь понятна: барин - голова, холопы - ноги и руки его. Общество, как один организм, находится в диком, животном состоянии, где нет личности, есть племя. Не буду много об этом говорить - тема другая, лишь обозначила.
Но, если всмотреться в ситуации, где человек сам выбирает, сам определяет для себя его, а потом то ли следует ему, то ли нарушает. И продолжать всматриваться, вдумываться и сравнивать, то окажется прелюбопытнейшая вещь: предать можно только самого себя. Потому, что пока есть принцип, есть и ты
например можно посмотреть фильм: "Ветер, который качает вереск"



Другие статьи в литературном дневнике: