Не стало великого Габо

Анна Дудка: литературный дневник

В Мехико в возрасте 87 лет ушел из жизни один из величайших испаноязычных писателей XX века Габриэль Гарсиа Маркес. В последние недели состояние здоровья лауреата Нобелевской премии было нестабильным, после госпитализации с пневмонией у легендарного колумбийца возобновился рак, диагностированный еще четверть века назад.
Умер Габо – так Габриэля Гарсиа Маркеса ласково называют на его родине в Колумбии. Писатель скончался в своем доме в Мексике, где прожил больше полувека, всего через несколько дней после выписки из госпиталя, там он лечился от пневмонии. Ему было 87 лет, факт смерти подтвердил колумбийский президент Хуан Мануэль Сантос.
На родине Маркеса считают национальным достоянием. Он начинал как журналист, работал PR-менеджером, редактировал сценарии, а по ночам писал. Колумбийский писатель и дипломат Плинио Апулейо Мендоза вспоминает: "Когда-то мы вместе работали в Венесуэле. Он обычно приходил домой в восемь вечера и писал до четырех-пяти утра. У него была железная дисциплина. Когда закрыли газету "Эль Экспектадор", он мог бы вернуться домой, но он хотел непременно закончить повесть "Полковнику никто не пишет" в Венесуэле, даже если для этого пришлось бы умереть от голода".
Дебютная повесть 1961 года имела успех, а через шесть лет Маркес закончил свой роман "Сто лет одиночества". Автор переписывал его девять раз, чтобы отправить рукопись издателю в Аргентину, писателю пришлось заложить фен и миксер жены. "Не хватало еще, чтобы роман оказался плохим", — сказала она тогда.
"Даже в самых смелых мечтах, когда я писал "Сто лет одиночества", я не мог подумать, что когда-нибудь буду представлять издание с миллионным тиражом", – говорил писатель о своем романе.
Газета New York Times назвала этот роман вторым произведением после "Книги бытия", которое должно прочитать все человечество. История, положившая начало жанру "мистического реализма", одно из тех произведений, за которые Маркес в 82 году получил Нобелевскую премию по литературе.
Профессор колумбийской литературы Луц Мери Джиральдо отмечает: "О влиянии Маркеса на литературу говорят представители разных культур – корейцы, японцы, итальянцы, французы. Повсюду специалисты признают, что без него латиноамериканская литература была бы другой".
За свою жизнь Габо написал полсотни рассказов, повестей и романов. Они переведены на десятки языков мира. "Я пишу, чтобы меня любили", — говорил Маркес. И добавлял: "Если бы не стал писателем, пошел бы работать тапером в баре. И помогал бы влюбленным сильней любить друг друга".


Евгений Пресс



Другие статьи в литературном дневнике: