Лучшие стихи двадцатого века

Анна Дудка: литературный дневник

Иннокентий Анненский


Среди миров в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что мне темно с другими.


И если мне на сердце тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с ней не надо света!


3 апреля 1909, Ц<арское> С<ело>


Всего восемь строк. За полгода до кончины. Прожить жизнь - более полувека - чтобы незадолго до конца написать эти восемь строк. Восстанавливать утраченные идеи Еврипида, переводить Бодлера и Рембо и войти в двадцатый век вот этими восемью строками. Всё остальное у него - классика для редчайших читателей и поклонников. Сколько их? Тысяча? Сто тысяч? Миллион? А вот эти восемь строк покорили десятки, сотни миллионов сердец. Эти восемь строк переписывались от руки в тайные. хранимые у самого сердца блокнотики.
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя....
В этих словах нет ни одного неизвестного ранее, не "заезженного". Десятки тысяч поэтов уже писали эти слова в самых различных комбинациях. Казалось бы, чего уж проще.
Среди миров... (аллитерация РИ-ИР!!!)
Исполнители высочайшего уровня внесли свой вклад в транскрипции авторского текста.
Три основных изменения:
1. вместо "я томлюсь с другими" - "мне темно с другими"
2. вместо "мне сомненье тяжело" - "мне на сердце тяжело"
3. вместо "ищу ответа" - "молю ответа".
Внешней пуантой стихотворения является " с ней не нужно света"
Звезда, с которой не нужно света!
Глубочайшее философское произведение в восьми строках.
Потрясающее восприятие Времени и Пространства.
Актуализация Имени.
Среди миров. В мерцании светил.
С ней не нужно света.
Внутренней пуантой произведения является "Одной звезды я повторяю имя".
Женское сердце отзывается на эту строку, как отзывается оно на алые паруса Грина. В каждой женщине горит эта единственная звезда, с которой уже не нужно никакого другого света. И каждая женская душа стоит на берегу огромного моря и ждет появления того. кто повторяет её и только её имя. Она! Она Одна и вся Вселенная! Она среди этих бесчисленных миров, среди этого непрерывного мерцания мириадов светил и тот, кто думает только о ней. И нет в мире ничего прекраснее этого мига. Ведь раз он это пишет, значит он обязательно, обязательно её найдёт!!
Следующее разрушение этого образа бессильно, как удар морской волны о подножие скалы, на которой она встречает морской рассвет.
Не потому, чтоб я её любил...
Собственно сам факт любви этим не отрицается. Просто причина не в этом. А в томленьи духа. Первичное расширение Екклезиастова томления на ограниченный круг "других", выделение как бы кругом света той единственной, на кого это томление не распространяется и потому превращает её в исключение из круга "других".
Два аллитерированных состояния души - томление и сомнение перекликаются во внутренней топике стиха.
"А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело..."
Мы уже видим, что Декартово сомнение, универсум универсумов, порождающий принятие собственного бытия (если я сомневаюсь во всем, несомненно одно: я сомневаюсь,я сомневаюсь, следовательно я мыслю, я мыслю, следовательно я существую), является одним из основных томлений мятежного духа живущего, ищущего "ответа". Но ответ не воспринимается автором, как "свет". Собственно это гимн концу света. Свет просто не нужен. От нее - той единственной. имя которой повторяет он среди миров в мерцании светил - он ждет именно ответа. Не света, не освещения, а участия, тепла, которое уже не есть "свет", и свет ему совершенно не нужен. Ответ, как именно отзвук, встречное движение души, которая уже не нуждается ни в каких физических атрибутах. Ответа, который уже не томленье. Ответа, которого ждет вся цивилизация. Просто знать, "я не одинок", "есть та, которая меня понимает", "та, которая ответит", "снимет все сомнения и томления" и примет таким, какой я есть. Вот этот протест против безнадежности одиночества человека в мире и является самым главным внутренним содержанием этого замечательного, великого, величайшего стихотворения, рожденного поэтом чуть ли не как итог всей его богатейшей литературной биографии.
Каких только игр не порождает это произведение!
Задеты самые сокровенные струны души читателя.
Среди светил, в мерцании миров.
Я у одной звезды ищу ответа
Не потому, что свет её таков
А потому что с ней не нужно света.



Читать полностью: http://h.ua/story/363522/#ixzz3WE3N8M9u



Другие статьи в литературном дневнике: