Иосиф Исихаст об умной молитве

Анна Дудка: литературный дневник

Приобщаясь к христианской жизни, мы часто слышим термин «духовный труд». Человеку, далекому от христианской веры, это словосочетание может показаться абсурдным: разве произнесение каких-либо текстов – такая непосильная ноша? Однако настроиться на искреннюю молитву бывает тяжело даже монаху, а не только простому мирянину.


Преподобный Иосиф Исихаст говорил, что даже после тридцати лет монашеской жизни он не может назвать себя человеком, познавшим все тонкости духовного труда, "набившим руку" в этом незримом ремесле.


Изначально, как и многим молодым инокам, преподобному Иосифу было тяжело постичь принцип настоящей, искренней молитвы. Советы, которые уже потом Иосиф давал людям исходя из своего опыта, применимы не только в монашеской, но и в мирской жизни.


Изначально преподобный рекомендовал читать Иисусову молитву как можно чаще. Приступая к ней, молящийся должен непрестанно повторять строки: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Постепенно молитвенное воззвание вытесняет из души молящегося суетные помыслы, и душа его ощущает невыразимую сладость и благодать. Когда же он прекращает молитву, то чувствует огорчение.


После того, как православный научится молиться «умом», он начинает молиться сердцем. Тогда слова молитвенных текстов молящийся произносит размеренно, словно бы пропуская их через себя. Такая молитва наполняет его душу особой Божественной благодатью.


Принуждая себя к ежедневному духовному труду, мы исполняем наставления апостолов: «Непрестанно молитеся; о всем благодарите» (1Фес.;5,;17–18).


Изначально может казаться, что наши труды безрезультатны, и способность молиться искренне и всем сердцем присуща одним святым: это не так. Освобождать своё сердце от суетных помыслов и обращаться к Господу с открытым сердцем может научиться каждый христианин.



Другие статьи в литературном дневнике: