Грех хулы на Духа Святаго

Екатерина Домбровская: литературный дневник

«Посему говорю вам: всякий грех и хула про­стятся человекам,
а хула на Духа не простит­ся человекам;
если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему;
если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»
(Мф. 12:31-32)


Святитель Василий Великий (330-379)


Одно из толкований хулы на Духа Святаго дано святителем в "Правилах богоугодной жизни": "Правило 35. Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа" .


Дополнением к этому правилу служит другое толкование Василия Великого: "Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему подвергаются многие, нередко рачительные, опрометчиво называя тщеславными того, кто показывает добрую ревность, ложно обвиняя в гневе и многое подобное лживо приписывая по лукавым подозрениям".


Как видно из приведенных цитат, святитель Василий относит к греху хулы на Духа Святаго и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа. Хула состоит в том, что человека, показывающего ревность в богоугодной жизни, вдруг, по одному лишь подозрению в гневливости и высокомерии, начинают считать тщеславным, возводят на него ложные обвинения. А если он за свою подвижническую жизнь получил как награду от Святаго Духа какое-либо дарование, то объявляют это дарование действием бесовской силы. В этот страшный грех хулы могут впасть даже добрые христиане, пытающиеся поспешно делать о ком-либо заключения и выводы.


Святитель Иоанн Златоуст


Самое же подробное и глубокое толкование евангельского учения о хуле было дано Иоанном Златоустым в Беседе 41 из "Толкования на святого Матфея Евангелиста", в которой он особо подчеркивал знание фарисеев и законников о Духе Божием и Его действиях:
"Итак, сначала внимательно выслушаем эти слова: всяк грех и хула, говорит Он, отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком: и иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (ст. 31, 32).


Что же значат эти слова? Вы много о Мне говорили, что Я обманщик, что Я противник Божий. Я вам это прощу и не потребую вашего наказания, ЕСЛИ ВЫ РАСКАЕТЕСЬ; но хула на Духа НЕ ОТПУСТИТСЯ И КАЮЩИМСЯ. Как же это? Ведь и эта вина была отпущена раскаявшимся.


Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все было отпущено. Что же значат эти слова? То, что грех против Духа Святаго преимущественно непростителен. Почему же? Потому, что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень ясное понятие.


Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание. Многие хотя здесь только были наказаны, как, например, блудник, недостойно приобщившийся Тайнам у коринфян, но вы – и здесь, и там.


Итак, Я вам отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие ваше не будет поставлено вам в вину. Веровавшие прежде креста не имели полной веры, – потому Он везде запрещает объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их.


Но что вы говорили о Духе, то не будет прощено вам. А что Христос указывает на хулу, которую говорили против Него иудеи прежде креста, то это видно из следующего: иже речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится. Почему? Потому, что Дух Святый вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уже вы говорите, что Меня не знаете, то несомненно знаете, что изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго. Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Потому и наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно. Одни наказываются и здесь, и там; другие только здесь; иные только там; а иные ни здесь, ни там.


И здесь и там, – как, например, эти самые хулители Духа Святаго. Они и здесь понесли наказание, когда подвержены были ужасным бедствиям, по взятии их города, и там понесут жесточайшее, как жители Содома, и многие другие. Там только, – как, например, палимый пламенем богач, не имевший даже одной капли воды. Здесь, – как, например, блудник коринфский. Ни здесь, ни там, – как апостолы, как пророки, как блаженный Иов: а их страдания были не следствием наказания, а подвигами и борьбою".


Обратим внимание на мысль святителя Иоанна Златоуста о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго, а также на дифференциацию наказаний, которые понесут виновные в этом грехе.



Другие статьи в литературном дневнике: