О Заповедях Блаженства - ч. 2

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Отрывки из пастырских комментариев.


Блаженны кроткие.


Слово кроткие означает смиренные и незлобивые. Кроткий человек не будет защищать себя и мстить за себя. Он охотно отдает это в руки своего Бога, предпочитая оставаться обиженным. Однако, если речь идет о защите других людей или защите авторитета Божьего имени, он готов выступить и даже воевать. Кротость – это прежде всего неэгоистичная позиция.


Уильям Баркли (известный британский богослов, комментатор Нового Завета) говорит: «Блажен тот, кто гневается, когда это уместно и никогда не гневается беспричинно. Если мы спросим, когда можно гневаться и когда нельзя, то мы можем в качестве общего правила сказать, что никогда не нужно сердиться и гневаться из-за оскорблений и обид, причиненных нам лично; христианин не должен сердиться из-за этого, но часто нужно негодовать, когда обиды причинены другим людям. Эгоистический гнев – это всегда грех, а самозабвенный гнев может быть одной из величайших моральных движущих сил в мире».


В Св. Писании много примеров кротких служителей Бога. Это Моисей, кротчайший из людей, который не защищал себя, когда Аарон и Мариам нападали на него за жену Ефиоплянку. Это Давид, который был очень суров к врагам Божьим, но когда Семей злословил лично его, сказал: «пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?» (2Цар.16:10). Апостол Павел, который добровольно унижал себя ради блага людей, которым он служил: «я … унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?» (2Кор.11:7). Но наивысшим примером является Сам Иисус. Он кроток и смирен сердцем. У Господа мы учимся кротости.


Далее в нагорной проповеди Иисус дает четыре поразительных примера применения кротости на практике. Эти примеры выражены в виде заповедей: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.5:38-42).


Тебя ударили по щеке. Как на это реагировать христианину?


Давайте заметим, что Господь уточняет – удар был нанесен именно по правой щеке. Большинство людей являются правшами. Как правша может ударить противника по правой щеке? Только если он будет бить тыльной стороной руки. Такой удар и в современной культуре, как и в иудейской, всегда выражал особое презрение и унижение. Таким образом, Иисус говорит, что даже если христианину нанесено намеренное и жестокое оскорбление, он не должен мстить за себя, но отдать мщение своему Господу. Как записал это позже апостол: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:19-21).


Причем речь идет именно об оскорблении и обиде, нанесенной лично нам.


Когда мы являемся свидетелями беззакония, совершаемого в отношении других людей или Бога, мы вправе следовать примеру Спасителя, Который проявил ревность по Богу против торговли в доме Божьем.


Отдать верхнюю одежду.


Одежда иудея состояла из двух главных предметов. Это был хитон, похожий на длинный плащ, которым закрывались от солнца в жару и покрывались как одеялом ночью. Вторым предметом одежды была нижняя рубашка. Кто-то по суду пытается забрать у вас эту рубашку в счет долга. Хитон стоил дороже, но его отсудить не имели права, поскольку это запрещал Закон (Исх. 22:26,27). Иисус подчеркивает, что важнее иметь добрые отношения с людьми, чем защищать свои материальные права. Как сказал апостол Павел: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор.6:7).


Пройти второе поприще.


Иудея была завоеванной Римом провинцией. Любой римский солдат имел право дать определенное задание иудею. Это и называлось поприщем. Иногда такие задания были очень неприятными и унизительными. Хороший пример когда Симона заставили нести крест Иисуса. Что значит идти два поприща вместо одного? Это значит совершить поприще очень хорошо – от чистого сердца. Сегодня у нас нет иноземных захватчиков, но часто работники бунтуют против заданий работодателей, дети против власти родителей и пр. Господь говорит, что если ты христианин, то делай любую работу как для Господа, не думая при этом, что данный труд унизителен. Любое дело можно сделать добрым, а мы созданы Богом во Христе именно на добрые дела (Еф. 2 гл.).


Просящему у тебя дай.


Наконец, всегда давать просящему требует от нас большого смирения. Возможно еще большая кротость нужна, чтобы не требовать назад то, что у нас взяли в долг. Как это делать на практике? Фактически Спаситель говорит, что давая в долг надо не ожидать, что долг нам вернут. В этом случае отношения с должником не будут нарушены при любом раскладе. Если долг вернется – хорошо, а если нет – мы ведь к этому заранее были готовы. Здесь еще раз подчеркивается принцип приоритета отношений любви с людьми над вещами этого мира будь то деньги или одежда или что-то еще. «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем» (1Фесс.3:12).



Другие статьи в литературном дневнике: