Святые слова святого человека ч. 1

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Святитель Николай Сербский (Велимирович). Алфавитные главы


Мы замечаем присутствие Бога в кристалле и цветке, зная, однако, что Бог — не кристалл, не цветок, не химическое соединение, не математическая формула и не планета.



У вас и волосы на голове все сочтены (Лк. 12, 7), а тем более ваши друзья и враги на земле! И потому не смущайтесь, если будет у вас слишком много тех или других, не бойтесь, что ваши враги возьмут над вами верх, и не надейтесь, что ваши друзья вас защитят. Старайтесь лишь иметь другом Бога — и более ни о чем не тревожьтесь.



Богу не столько дела до государств и наций, сколько до людей, ибо хочет Он спасти каждую отдельную живую душу.


Бог — не камень, который, будучи однажды вброшен в человека, остается в нем навсегда, даже вопреки воле последнего. Бог — сила тончайшая и сильнейшая света и воздуха, либо наполняющая человека — по безмерной Божией благости, либо покидающая его — по его добровольному выбору. Так что не бывает даже двух дней подряд, когда человек в равной степени наполнен Богом.



Бог желает не погубить людей, а пробудить их, предостеречь, научить и спасти. Бог сотворил людей не для того, чтобы они на протяжении всей своей земной жизни пребывали в примитивной простоте и монотонности существования, исключительно пастырями и земледельцами, но чтобы они росли, восходя от силы в силу.



Бог карает, но Бог и веселит. Одна покаянная мысль уже смягчает Божий гнев, потому что Бог гневается на людей не как какой-то свирепый враг, а как любящий отец. Его гнев мимолетен. Его милость бесконечна.



Нет Бога, кроме Бога Единого. Нет и Мессии, кроме Единого. Нет ни Бога, ни Мессии, явившегося во плоти, кроме Единого, т. е. Иисуса Христа. Нет истины вне той, какую возвестил Он мiру. Нет ни жизни, ни спасения без Него и вне его.



От Бога — благодать, а от нас — труд. Пусть, следовательно, никто не подумает, что Апостолы утверждались лишь на ниспосланной им от Бога благодати, что им было легко и что они без труда совершали свое великое служение в мiре.



Доверяй Богу больше, чем матери: исповедай Ему всё — и Он тебя не выдаст, все Его заповеди немедленно прими как добрые и благие — и Он тебя не обманет. Но сколь доверчив ты к Богу, столь же будь осмотрителен к врагам: к мiру, плоти и дьяволу.



Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.


И звезды движутся, и звери живут, и воздушные потоки управляются в согласии с установленным от Бога порядком. И лишь человек, самое разумное творение, нередко впадая в безумие, оставляет Божий путь и, пленяясь собственными грёзами, придумывает себе новые траектории развития. Как следствие этого и дети, презрев старцев, могут становиться вождями, и женщины, вместо мужчин, вступать во власть. Но когда правят дети — господствует насилие, и когда властвуют женщины — обычно царит хаос.



Крепость и здоровье дал Бог сильному, чтобы тот помогал слабому; достаток и преизбыток богатому — чтобы тот творил дела милосердия; мудростью наделил рассудительного — чтобы тот назидал неученых и наставлял неразумных.



Опыт свидетельствует, что некоторые первые по чести на земле остались первыми по чести и у Бога. Были цари, угодившие Богу со своего престола, и были люди, лишенные всякой власти и вплоть до своей смерти Бога прогневлявшие. Были и богачи, спасшиеся благотворительностью и верой, и нищие, за свою злобу и неверие принявшие осуждение. Были и люди образованные, соблюдшие веру и добродетель, и неграмотные, отвергшие то и другое.


+ + +


Скрывай свое духовное богатство и без нужды не выставляй его напоказ. Посмотри, как не спешат люди обнародовать подлинные размеры своего материального достатка, так что даже в крайних обстоятельствах всегда скрывают основные суммы, заявляя лишь о незначительных. Очень мало тех, кто желает публично представить всё, что имеет, и еще меньше тех, кто завышает сумму прибыли.


Это для тебя ясное указание к тому, что должен ты хранить вдали от людских глаз и ушей свои духовные дарования и подвиги: посты, бдения, молитвы и вообще все добрые дела. Почему мудрые дети века сего не трубят о своих накоплениях? По двум причинам: чтобы не проведали о том жулики и грабители и чтобы не вызвать зависть у людей желчных.


Но и в отношении к благам духовным есть свои воры и завистники: духи злобы. Только проговорись о каком-нибудь духовном прибытке — они тут же постараются растоптать его или пустить по ветру. Собственно, как только объявил ты о нем без всякой нужды (скажем, из тщеславия, чтобы просто похвалиться) — считай, что они уже отняли его у тебя и расточили. И ты, избыточествующий духовными стяжаниями, вдруг — даже не осознавая того — делаешься нищим и убогим. Многие духовные богачи, святые, были в глазах мiра юродивыми, чтобы за мнимым безумством скрыть свою великую мудрость и душевную силу. Авва Исаия пишет: "Те добродетели приятны Богу, которые совершаются втайне". А преп. Нил Синайский говорит: "Покрытая кожа на теле белая, а открытая — опаленная и черная". Так обстоит дело и с нашими добрыми делами.



Другие статьи в литературном дневнике: