Святые слова святого человека ч. 1Святитель Николай Сербский (Велимирович). Алфавитные главы Мы замечаем присутствие Бога в кристалле и цветке, зная, однако, что Бог — не кристалл, не цветок, не химическое соединение, не математическая формула и не планета.
Бог — не камень, который, будучи однажды вброшен в человека, остается в нем навсегда, даже вопреки воле последнего. Бог — сила тончайшая и сильнейшая света и воздуха, либо наполняющая человека — по безмерной Божией благости, либо покидающая его — по его добровольному выбору. Так что не бывает даже двух дней подряд, когда человек в равной степени наполнен Богом.
И звезды движутся, и звери живут, и воздушные потоки управляются в согласии с установленным от Бога порядком. И лишь человек, самое разумное творение, нередко впадая в безумие, оставляет Божий путь и, пленяясь собственными грёзами, придумывает себе новые траектории развития. Как следствие этого и дети, презрев старцев, могут становиться вождями, и женщины, вместо мужчин, вступать во власть. Но когда правят дети — господствует насилие, и когда властвуют женщины — обычно царит хаос.
+ + + Скрывай свое духовное богатство и без нужды не выставляй его напоказ. Посмотри, как не спешат люди обнародовать подлинные размеры своего материального достатка, так что даже в крайних обстоятельствах всегда скрывают основные суммы, заявляя лишь о незначительных. Очень мало тех, кто желает публично представить всё, что имеет, и еще меньше тех, кто завышает сумму прибыли. Это для тебя ясное указание к тому, что должен ты хранить вдали от людских глаз и ушей свои духовные дарования и подвиги: посты, бдения, молитвы и вообще все добрые дела. Почему мудрые дети века сего не трубят о своих накоплениях? По двум причинам: чтобы не проведали о том жулики и грабители и чтобы не вызвать зависть у людей желчных. Но и в отношении к благам духовным есть свои воры и завистники: духи злобы. Только проговорись о каком-нибудь духовном прибытке — они тут же постараются растоптать его или пустить по ветру. Собственно, как только объявил ты о нем без всякой нужды (скажем, из тщеславия, чтобы просто похвалиться) — считай, что они уже отняли его у тебя и расточили. И ты, избыточествующий духовными стяжаниями, вдруг — даже не осознавая того — делаешься нищим и убогим. Многие духовные богачи, святые, были в глазах мiра юродивыми, чтобы за мнимым безумством скрыть свою великую мудрость и душевную силу. Авва Исаия пишет: "Те добродетели приятны Богу, которые совершаются втайне". А преп. Нил Синайский говорит: "Покрытая кожа на теле белая, а открытая — опаленная и черная". Так обстоит дело и с нашими добрыми делами. © Copyright: Екатерина Домбровская, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|