Состояние воли сокровенного сердца человека

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Святитель Иннокентий Пензенский
ЧЕЛОВЕК СОКРОВЕННОГО СЕРДЦА
(фрагмент 1)


Состояние воли сокровенного сердца человека


Чтобы раскрыть совершенство воли «сокровенного сердца человека», рассмотрим начало, которому она следует в своих действиях – отрицательное и положительное, образ и результат ее совершения.
Отрицательное начало, которому следует воля сокровенного сердца человека», есть САМООТВЕРЖЕНИЕ, противоположное общему началу поврежденного естества, т. е. самолюбию (см. Мф.16:24). Оно есть внутреннее, свободное, действительное, постоянное отвержение по отношению к многим знаниям, многообразным учениям, естественной мудрости и превосходству в слове.
По отношению К ВОЛЕ оно есть презрение и отвержение всего того, что составляет самолюбие, выражаемое сластолюбием, сребролюбием, гордостью.
По отношению К ТЕЛУ оно есть отвержение красоты, силы, здравия и самой жизни.
По отношению к внешнему состоянию – отвержение близких (см. Лк.14:26), друзей; по отношению ко внутреннему состоянию – отвержение добрых дел, когда они ему или нравятся, или приносят похвалу, отвержение совершенств, составляющих СОБСТВЕННУЮ частную славу, а не общее и истинное благо. Отсюда следует, что истинное самоотвержение есть не только отвержение души от всякого зла, но также и от по-видимому полезного и доброго, и даже от самого самоотвержения с тем, чтобы оно не было обращаемо в нашу похвалу или нами самими, или другими через нас, а потому не превратилось мало-помалу в гнуснейшее самолюбие.


Положительное начало воли сокровенного сердца человека» есть любовь к Богу, изливаемая в сердца человеческие Духом Святым (Рим.5:5); любовь не рабская, соединенная со страхом или опасением наказания, не наемническая, соединенная с ожиданием наград, но сыновняя – как к Отцу, Божественная – как к Существу Пресовершенному.
Следствие и плод такой любви есть истинная добродетель и непререкаемое совершенство.


Образ совершения воли «сокровенного сердца человека» есть Божественная свобода совершать дела духовные, не плотские. Ибо она есть обращение к Богу от рабства греха (Ин.8:34–36), мира (1Ин.4:4–6), князя тьмы (Кол.1:9 и 13), закона (Деян.15:5–10; Гал.5:22–25);


Конец же совершения воли есть общение с Богом по душе и по телу, которое становится ХРАМОМ Духа Святого, при посредстве Иисуса Христа, единственного Ходатая между Богом и человеком.
Образ такового общения – непостижимая, неизреченная тайна; впрочем, она не оставлена в Священном Писании без объяснения через различные уподобления: лозе и ветвям (Ин.15:4), корню маслины и привитым ветвям (Рим.11:17), главе и членам (Еф.1:17 и 22–23), жениху и невесте (Ин.3:29; 2Кор.11:2), чем выражается не что иное, как жизнь человека во Христе (Рим.8:1–2) и Христа в человеке (Гал.2:20).
Следствие сего общения есть мир, превышающий всякий ум (Флп.4:6–7; Кол.3:14–15), радость о Боге (Ис.61:10), непрестанная (Ин.16:22), преславная, неизреченная (1Пет.1:8).



Другие статьи в литературном дневнике: