15 различий между обличением и осуждением

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Несмотря на то, что внешне практика обличения и осуждения очень близка, их суть на самом деле очень различна.
«Обличать» – значит, показать истинный облик поступка.
«Осуждать» – значит вершить суд над человеком.


Обличение по своей сути является добродетелью и поэтому поощряется Богом – Лев. 19:17, Иез. 33:8.
Осуждение же является грехом и запрещается Спасителем, сказавшим «не судите, да не судимы будете» – Мф. 7:1.


Обличение совершается в осознании собственной несостоятельности в свете святости Бога – Ин. 8:7. Осуждение совершается с позиции собственной непогрешимости и, поэтому, права судить.


Обличать всегда эмоционально тяжело. Осуждать всегда естественно легко.


Обличение требует собственной чистоты. Осуждение часто совершается и не менее виновным человеком.


Обличение духовно-сдержанно. Осуждение душевно-эмоционально.


ОБЪЕКТ СУЖДЕНИЯ:
Обличение – это объективное осуждение пагубного поступка человека, имеющее под собой законное основание и доказательную базу – Титу 2:14-15. Осуждение же – это субъективное осуждение самого человека и мотивов его поступков.
Обличение возможно только по отношению к каждому из конкретных, определённых поступков и должно быть аргументировано «полезным для обличения» Писанием – 2 Тим. 3:16. Осуждение же почти всегда выражается «общими фразами» и часто аргументируется домыслами и мнениями.


МОТИВЫ:
Обличение стремиться восстановить согрешившего, являясь проявлением «чистосердечной любви» к человеку, «нелицемерно верующим» ближним – 1 Тим.1:5. Осуждение же является проявлением личной внутренней неприязни к человеку и стремится разрушить жизнь обвиняемого.


Обличение всегда подкрепляется искренней молитвой о милости Бога к согрешившему. Осуждение же чаще всего выражается в, завуалированном под праведность, эгоистичном прошении о суде Божьем на осуждаемого.


Обличение стремится исправить и сохранить авторитет согрешившего человека и поэтому, прежде всего, совершается «в глаза» один-на-один – Мтф. 18:15. Осуждение же стремиться всячески унизить осуждаемого и поэтому чаще всего совершается публично и «за спиной» самого человека.


Обличение совершается публично только после того, как все попытки личного увещевания оказались безуспешными – Мтф. 18:15-17. Осуждение же стремиться поскорее вынести «ссор из избы».


Обличение считается успешно завершенным сразу после признания человека в соделанном грехе. Осуждение использует исповеданный проступок, как аргумент для дальнейшего развития последующего унижения.


Обличение происходит из чувства сострадания и поэтому изначально совершается мягко, позитивно и с верой в скорое исправление. Осуждение является проявлением внутреннего желания вырасти в собственных глазах за счёт унижения другого и поэтому изначально жёстко, скептически настроено и без надежды на перемены.
Обличение лаконично указывает на проступок, стремясь примириться – Пр. 17:9. Осуждение драматизирует проступок, стремясь отдалиться.



Другие статьи в литературном дневнике: