Кто не боится маловерия?

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Роман Вершилло


Отца Павла Великанова влечет к себе маловерие.


По неведомой причине модернисты (то есть люди маловерующие или неверующие) отмечают день Святого Апостола Фомы как свой праздник.


Им и дела нет до того, что Апостол прославляется не за его неверие в Воскресение Христово, а, напротив, за то, что он уверовал, за то, что он воспламенился б;льшим желанием веры и сделался более твердым в вере на будущее время, как пишет св. Иоанн Златоуст.


Вот и о. Павел Великанов сочинил проповедь «Не нужно бояться маловерия!» Таковая проповедь вполне прилична о. Великанову, который в данный момент под вымышленными именами разворачивает на своем портале «Богослов.Ру» кампанию по уничтожению Божественной Литургии («о. Александр Кенургиев». Молитвы анафоры: секрет или Таинство?; «о. Федор Ртищев». Открытая Литургия: практические рекомендации).


Для начала о. Павел Великанов сообщает слушателям ложные сведения: Святые отцы, как ни парадоксально, хвалят такое неверие Фомы, называя его блаженным.


Если мы обратимся к знаменитому толкователю и Вселенскому Учителю, то обнаружим другую, ничуть не парадоксальную картину.


Св. Иоанн Златоуст учит, что сверх меры испытывать и больше, чем нужно, исследовать – дело ума крайне упрямого. Поэтому-то и Фома подвергается порицанию. По этому случаю св. Иоанн Златоуст также отмечает правдолюбие апостолов: они не скрывают недостатков ни своих, ни чужих, но описывают их со всею истиною.


О. Великанов продолжает свою противозаконную проповедь неверия:


Господь не осудил апостола Фому, наоборот — Он похвалил его, добавив, что блаженны не видевшие, но веровавшие.


Святой Златоуст, разумеется, не видит в словах Спасителя ничего подобного:


Сказав: «принеси перст твой семо и виждь руце Мои, и вложи руку твою в ребра Моя, – прибавил: и не буди неверен, но верен» . Видишь ли, что сомнение происходило от неверия? Но так было прежде, чем получили Духа Святого; а после – не так: они уже были совершенны. И не этими только словами Христос укорил, но и дальнейшими.


Слова же Спасителя «блажени не видевшии и веровавше» относятся, как ясно из самого Евангелия, не к Апостолу Фоме, а к прочим Апостолам и ко всем уверовавшим после Апостолов:


Когда Фома, удостоверившись, успокоился и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – Христос сказал: «яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше». Вера в том, действительно, и состоит, чтобы принимать невидимое: «есть вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых». А блаженными Он называет здесь не одних только учеников, но и тех, которые уверуют после них.


Святой Отец особо рассматривает этот вопрос, отвечая на возможное недоумение:


Но ведь ученики, скажешь, увидели и уверовали? Однакож, они ничего подобного не требовали, но от погребальных пелен тотчас приняли слово о воскресении и прежде, чем увидели самого Христа, уже показали полную веру.


Из проповеди маловерия о. Павел Великанов делает подходящий вывод:


И поэтому нам всякий раз, когда в душу входит то или иное смущение или сомнение, совершенно не нужно бояться маловерия. Мы должны понимать, что наше маловерие — это небольшой кризис, который подвигает нас к тому, чтобы получить от Господа еще одно утверждение, еще одно подтверждение правильности нашего пути.


Собственно, мы так и полагали, что наши церковные революционеры не только не боятся маловерия (в отличие от Апостола Фомы), но даже влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными (Ис. 5:18). Иначе, как объяснить то, что в каждой созданной ими церковной катастрофе они обнаруживают только «еще одно утверждение, еще одно подтверждение правильности нашего пути»?



Другие статьи в литературном дневнике: