О пути и смысле страданий

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Ипостасное начало в человеке, его личность состоит в его возношении к Богу, к Слову и Сыну, в возможности уподобления Ему и преображении в ипостась. Тогда человек-личность становится «началом, вмещающим в себя беспредельность»

До грехопадения эта беспредельность была славой, увенчивавшей человека.
После грехопадения человек лишился славы Божией. Его сердце окаменело и его ум помрачился; смерть вошла в его жизнь; он стал рабом греха; то великое созерцание, которое он имел в раю, сменилось ужасными страданиями: мысленно созерцать бессмысленность всего того, что проповедует тщету, неразумие, тление и смерть. Человек становится всемирной раной. А искусство, воспевающее страдания без рассуждения и понятия –эту рану абсолютизирует, загоняя человечество еще глубже в тупики смерти.

Следуя путем покаяния и скорби об утраченном Боге, человек проходит через предельные страдания и бывает поражен во всех планах своего существа. Благодаря этому проливается свет на неизведанные и сокрытые глубины его бытия.


С помощью вольного и многоскорбного углубления в страдания человек побеждает свою падшую природу, которая пытается уклониться от страданий, ставших наказанием ( и лекарством исцеления) за первородный грех.


Благодаря страданиям он становится подобным и родственным пострадавшему Христу. Он очищается от люцефирической самоуверенности и с помощью веры и любви соединяется с Сыном Божиим. В этом соединении человек освобождается от «закона греха» (Рим. 7:13) и исполняется силой Воскресения Христова, становится единым духом с «последним Адамом» и облекается в образ «небесного человека»


Архимандрит Захария (Захару) о богословии своего старца архимандрита Софрония (Сахарова) - небольшой фрагмент - в изложении.



Другие статьи в литературном дневнике: