Чистота все более и более удручается грехами

Екатерина Домбровская: литературный дневник

...Если мы действительно хотим самим делом достигнуть истинного совершенства добродетелей, то должны ввериться тем учителям и руководителям, которые не суе-
словным рассуждением бредят о нем, но делом и опытом понимая, могут и нас научить, направить к нему и верно указать и путь к достижению его, и которые свидетельствовали, что они достигли его больше верою, нежели
заслугами трудов.


Приобретенная ими чистота сердца доставляла им ту особенно пользу, что сознавали, что они более и более удручаются грехами. Потому сокрушение о грехах столько каждый день умножалось в них, сколько чистота сердца усовершалась; и они непрестанно от искреннего сердца воздыхали, потому что сознавали, что они никак не могут избежать нечистоты и срама грехов, которые запятнали их через многоразличные помыслы.


И потому объявляли, что они надеются получить награды в будущей жизни не по заслугам трудов, а по милосердию Господа, не присвояя себе никакого преимущества по сравнению с другими из-за такой осмотрительности сердца, потому что эту самую (осмотрительность) они приписывая не своей тщательности, а благодати Божией.


Не обольщают себя высоким мнением о себе при виде нерадения низших и холодных (людей), а больше рассматривали тех, о которых знали, что они действительно не имели греха, и в Царстве Небесном уже наслаждаются вечным блаженством, — приобретали постоянное смирение и таким образом этим рассматриванием вместе избегали падения от возношения, и всегда находили то, к чему стремились или о чем сетовали, понимали, что при препятствии от тяжести плоти они сами собой не могут достигнуть желаемой чистоты сердца
(прп. Иоанн Кассиан Римлянин).



Другие статьи в литературном дневнике: