Уступи весь мир ближнему

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Ключевые слова в этом замечательном поучении святителя Феофана Затворника (см. ниже) - "вместо нас". Святитель этими словами обращает нас к евангельскому требованию отречения от самого себя, от души своей, от самолюбия, Так учила и великая игумения Арсения (Себрякова) - "уступи свое место, чтобы на него стал ближний". Процитирую игумению Арсению (Себрякову): "Она говорила духовным дочерям, вспоминая слова своей наставницы: «Ближнего надо поставить на то место, где сам стоишь, значит прежде надо сойти с того места, где стоишь. Где же это то место, где стоишь? Это весь мир, видимый и невидимый. Везде самость захватила всё себе, ничего не хочет уступить ближнему, и как же может любить душа ближнего, когда чувствует, что он у неё всё отнимает, имея на всё такие же права, как и она. Вот она и видит его врагом своим и ненавидит его. Надо всё у себя отнять, чтобы уступить всё ближнему, и тогда-то, вместе с ближним, душа обретёт и Господа!»


Даже и мы сподобились слышать непосредственно изо уст старца такое: "Любовь к себе исключает любовь к Богу и ближнему". Смысл подобных назиданий в том, чтобы мы всегда помнили о том, что следует убирать САМОСТЬ. Когда в человеке говорит неукрощенная самость - он не имеет духовного рассуждения и не может проявлять духовную любовь к ближнему, понимая, чему потакать, а чему не потакать. Только на "чистом" уже месте (перифраз слов Исаака Сирина о том, что если место будет чисто, то все дары придут "сами собой") начинает вырастать истинная духовная любовь. А рассуждения при "действующей" самости - это совсем иное. Самость (гордыня, эгоизм и весь сонм и букет) даже правильные решения и поступки осквернят. Не будет пользы. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. При самости и доброе - не добро. Поэтому первое дело - вытаскивание собственных бревен. И терпение моря своих ошибок, самого себя со своей немощью перед лицом Христа. Покаяние и отречение от самости хотя бы в чувстве сердца. Вот такое "умное делание" ( без молитвы, разумеется, никуда)...


Когда же наступит час свободы - будет уже все другое. Хотя блюсти себя все равно надо. Страсти - даже покойнички - умеют оживать.




Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский
(Лк. 6, 31-36). Коренная, исходная заповедь - люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, "как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо.


Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы ВМЕСТО НАС стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше "я", то не жди добра.



Другие статьи в литературном дневнике: