Богословие как дар и опытСвт. Григорий Богослов: Богословие не является предметом всех, но «испытавших себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело». Так, согласно Григорию Богослову, богословами являются те, которые прошли искус, то есть очистили сердце от страстей и достигли созерцания Бога, или по крайней мере те, которые стремятся к очищению. Прп. Симеон Новый Богослов Он проводит разницу между покаянием и богословием, богослову не подобает покаяние и кающемуся богословие. Между покаянием и богословием огромное различие, как отстоит Восток от Запада. Тот, который живет в покаянии напоминает немощного и оборванного нищего, который просит милостыню, в то время как тот, кто богословствует напоминает того, который живет во дворце, носит яркое царское одеяние, является родственником царя, говорит с ним и слушает его указания и его пожелания. Следовательно действительное богословие - это богословие опытное, харизматическое, и богослов есть тот, кто достиг высоты Пятидесятницы и увидел славу Божию. Свт. Григорий Палама В одном своем тексте говоря о богословии, отождествляет его с созерцанием Бога, он пишет: «Существует и о Боге и о Его учениях знание, созерцание, которое мы называем богословием». Отождествляется знание догматов с созерцанием Бога и богословием. Богомудрыми богословами являются те, «которые выше ума беседовали с Богом» и те, которые «богорадостно научились и богоподражательно нас научили». Богословами являются те, кто видел Бога во Свете, а самозваные учителя суть те, которые учат от своего ума и своей фантазии. Св. Максим Исповедник "Знание Бога без делания – это богословие бесовское". Страшные слова! Потому что если человек не может различить, что от Бога, что от дьявола – он не сможет путеводить своих чад. Например, приходят многие, имея либо различные проблемы духовного склада, либо прочие. И как различить – эти проблемы от того, что человек удалился от Бога, и у него появились душевные проблемы, или человек болен душевно, а это его духовные проблемы, или он бесноватый? Что это за проблема – духовная, душевная или бесовская? Человек, имеющий просвещение, свет Божий, умеет различать – это проблема духовная, это душевная проблема, а это бесовская. © Copyright: Екатерина Домбровская, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|