Богословие как дар и опыт

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Свт. Григорий Богослов:


Богословие не является предметом всех, но «испытавших себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело». Так, согласно Григорию Богослову, богословами являются те, которые прошли искус, то есть очистили сердце от страстей и достигли созерцания Бога, или по крайней мере те, которые стремятся к очищению.
Согласно Григорию Богослову эмпирическое богословие не является предметом заседаний и мирской мудрости, но чистоты сердца, озарения самого Бога, которое преподается тем людям, которые имеют необходимые предпосылки для богословствования. Богословие является харизматическим состоянием, духовным опытом, а не разминкой ума. И богословов указывает Бог, а не собственное заявление о себе самом.


Прп. Симеон Новый Богослов


Он проводит разницу между покаянием и богословием, богослову не подобает покаяние и кающемуся богословие. Между покаянием и богословием огромное различие, как отстоит Восток от Запада. Тот, который живет в покаянии напоминает немощного и оборванного нищего, который просит милостыню, в то время как тот, кто богословствует напоминает того, который живет во дворце, носит яркое царское одеяние, является родственником царя, говорит с ним и слушает его указания и его пожелания. Следовательно действительное богословие - это богословие опытное, харизматическое, и богослов есть тот, кто достиг высоты Пятидесятницы и увидел славу Божию.


Свт. Григорий Палама


В одном своем тексте говоря о богословии, отождествляет его с созерцанием Бога, он пишет: «Существует и о Боге и о Его учениях знание, созерцание, которое мы называем богословием». Отождествляется знание догматов с созерцанием Бога и богословием. Богомудрыми богословами являются те, «которые выше ума беседовали с Богом» и те, которые «богорадостно научились и богоподражательно нас научили». Богословами являются те, кто видел Бога во Свете, а самозваные учителя суть те, которые учат от своего ума и своей фантазии.
Важно то, что свт. Григорий Палама учит, что не имеющие действительного знания Бога по опыту, в действительности являются безбожниками. Это говорится в том смысле, что они рассуждают и говорят о том Боге, который не существует. Таким образом они не имеют познания истинного Бога, но Бога рассудка и фантазии, который является несуществующим.


Св. Максим Исповедник


"Знание Бога без делания – это богословие бесовское". Страшные слова! Потому что если человек не может различить, что от Бога, что от дьявола – он не сможет путеводить своих чад. Например, приходят многие, имея либо различные проблемы духовного склада, либо прочие. И как различить – эти проблемы от того, что человек удалился от Бога, и у него появились душевные проблемы, или человек болен душевно, а это его духовные проблемы, или он бесноватый? Что это за проблема – духовная, душевная или бесовская? Человек, имеющий просвещение, свет Божий, умеет различать – это проблема духовная, это душевная проблема, а это бесовская.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.11.2015. Богословие как дар и опыт