Страх страху розньЕпископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим Действительно, события ушедшего года: вступление России в войну в Сирии, сбитый российский военный самолет и взорванный пассажирский лайнер, нашествие беженцев и теракты в Европе, не прекращающееся беснование на Украине, война санкций, заявление папы Франциска Вселенскому патриарху Варфоломею, что никаких препятствий к евхаристическому общению католиков с православными нет, а под занавес – принятие закона о легализации однополых союзов парламентом православной Греции – всё это не прибавляет оптимизма во взгляде на наступивший новый год. Вспоминаются грозные слова Евангелия о последних временах: «Услышати же имате брани и слышания бранем… не ужасайтеся» (Мф. 24: 6). Или еще: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк. 21: 26). Заповедано: «Не ужасайтеся!» А люди, тем не менее, будут умирать только от одного страха в ожидании бедствий. И еще – во многих «оскудеет любовь» (Мф. 24: 12). От этого оскудения произойдет великий страх. Ибо, по словам апостола и евангелиста Иоанна Богослова, «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4: 18). Страх страху рознь. Есть страх Божий, который удерживает человека от греха. Это благой страх, сопряженный с боязнью потерять благодать, удалиться и отпасть от любви Божией. О страхе Божием смотри на «Православии.Ru» одноименную главу в «Пути отцов» С.И. Фуделя1. «По учению отцов, есть два вида страха Божия: один – новоначальный и другой – совершенный. Первый страх – это страх потерять за свои грехи свое вечное счастье и вместо него обрести вечные муки… “Признак первого страха есть ненавидеть грех и гневаться на него, как гневается на зверя угрызенный им” (преп. Петр Дамаскин. Д. V. 333). Чтобы уметь любить, надо уметь ненавидеть. “Имеется, – говорит авва Исаия, – естественная ненависть, и без ненависти к греху и демонам не открывается слава души. Эта (естественная) ненависть превратилась в нас в противоестественную ненависть к ближнему” (От. 208)»2. «Другой страх (совершенный) сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога. “Первый страх любовь совершенная изгоняет вон (1 Ин. 4: 18) из души, ее стяжавшей и не боящейся уже муки; а второй… она всегда имеет сопряженным с собою” (св. Максим Исповедник. Д. III. 174)»3. Достигший совершенства в любви, «приобретает уже такую крепость в добре, что его не может поколебать никакое бедствие» Большинство людей, даже тех, кто имеет первый страх Божий, страх раба, – это «боящиеся», которые «несовершенны в любви». Это мы с вами. По своей немощи и несовершенству мы боимся и голода, и холода, и войны, и гонений, и болезней, и, конечно же, смерти. При этом страх ожидания бедствий бывает мучительнее самих страданий. Чтобы не так бояться их, нужно к ним подготовиться. Собственно об этой подготовке к очень трудному времени, которое нас ожидает, и пойдет далее речь. Хочу сразу предупредить, что вести ее я буду не от своего имени, а ссылаясь на живое свидетельство человека, который достиг той самой совершенной любви, изгоняющей страх, пустынника, более 20 лет прожившего анахоретом в горах Кавказа. Абхазские горы Звали его иеромонах Гавриил. В армии он и его сослуживец получили смертельную дозу облучения. Сослуживец скончался, а батюшка, а тогда еще просто Гриша, пошел учиться в семинарию, по окончании которой остался в Троице-Сергиевой Лавре, принял постриг с именем Гавриил – в честь святого младенца-мученика Гавриила Белостокского. И хотя был, по обыкновению, рукоположен в диакона, а затем во пресвитера, Литургию служить не мог по состоянию здоровья. Получил благословение служить заказные молебны в Михеевской церкви, откуда его частенько увозили на «Скорой». Лаврский духовник архимандрит Кирилл (Павлов) благословил батюшку на подвиг пустынножительства в горах Кавказа. За 20 лет отшельничества много скорбей и диавольских искушений пережил подвижник. «Если вам всё рассказать, вы не сможете слушать», – делился он с нами, его духовными чадами. Но многое успел рассказать. В том числе и о том, что нас ждет в будущем. В наступившем 2016 году исполняется ровно 20 лет с тех пор, как мы впервые услышали от него о тех страшных временах, которые нас ожидают, и о том, как можно будет их пережить. Далее по тексту следовало бы, как это сейчас принято, написать: людям со слабой психикой советуем воздержаться от дальнейшего чтения. Но, во-первых, жанр триллера в данной статье неуместен, а во-вторых, многие подробности я опущу, чтобы действительно не нагнетать панические настроения. Молиться везде: в поезде, в электричке, в автобусе – у всех на глазах, в любых условиях, не стыдясь «Надо готовиться к мученической кончине», – я думал: это он про меня. А вышло – свою близкую мученическую смерть предсказывал. Говорят, что его убили охотники, приняв за зверя, когда он в конце октября 1999 года добирался до своей кельи в горах Абхазии. Нашли его только в начале июня следующего года – всю зиму под снегом пролежал, и зверь его не тронул. Похоронили братья-монахи на вершине горы – в месте, где он больше всего любил молиться. Вдруг он видит, что появилась лестница, по которой спускается Дева с Младенцем Если мы будем бояться грешить, все заболеем страхом Божиим, то войны на нашем веку не будет Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим 13 января 2016 г.
© Copyright: Екатерина Домбровская, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|