Александр Ходаковский

Николай Скороход: литературный дневник


Когда речь заходит о Сталине, то я предпочитаю воздерживаться от комментариев, чтобы не задеть чувства... верующих. Для себя лично я располагаю достаточным набором свидетельств и аргументов, чтобы не "идолоизировать" этого исторического персонажа, но навязывать свою точку зрения тем, кто сотворил себе кумира из Сталина и поклоняется ему слепо и безоговорочно - я не вижу смысла: здесь мы имеем дело не с логикой.


Точно так же я отношусь, например, к Петру Первому: трезво соотношу всё, что было сделано им во благо, с тем, что он сотворил во зло, повинуясь своей безудержной натуре. Я иногда говорю, что сужу по людям не по заготовленным речам или срежиссированным поступкам, а по спонтанным, неподготовленным словам и реакциям. О себе самом я сужу именно так, проверяя себя на соответствие и постоянно инспектируя, насколько мои публичные высказывания отражают суть моего внутреннего мира. При этом есть мой характер, мои привычки и мои пороки, которые гирями висят на моих ногах и не дают воспарить в духовные выси.


И к Сталину у меня более, чем трезвое отношение. Его наследие живо и проявляет себя в самых неожиданных ситуациях. Недавно арестовали командира роты одного добровольческого батальона, который на данный момент расформировывается и будет вводиться в штатные армейские структуры. Этот "командир роты" тут же написал признательные показания, что расстреливал своих подчинённых. Ситуации на фронте бывают разные, и иногда обстановка не позволяет выполнить приказ, а иногда сам человек не находит в себе решимости рискнуть собой. Но не потому, что за спиной была Москва, а потому, что человек возомнил себя вершителем судеб и наделил себя правом отнимать жизнь - он стрелял в своих солдат, которые пришли в его подразделение добровольно. Он ответит за свои дела, но хочу заметить, что такое в голове носит не он один. И ещё хочу заметить, что там, где не за страх, а за совесть - люди выполняют задачи, порой жертвуя собой, не менее, если не более эффективно.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.03.2024. Александр Ходаковский