Загадки подтекста

Дарина Сибирцева: литературный дневник

Давно обдумываю статью на тему "Саморазвивающийся подтекст в произведении". Но желание писать на любимые литератураведческие темы давно потухло - немногим это интересно, а иных только раздражает. Поэтому решила коротко изложить здесь, для тонких ценителей, что называется. Тезисно:


Нашла отличную цитату для эпиграфа у С.П. Антонова в тему:
"Свойство детали "четвертого измерения" и состоит в том, что она способна возбудить это результативное ощущение сразу, как бы минуя всю последовательно-логическую цепь представлений и образов, заставляя читателя подсознательно, с быстротой молнии, почувствовать все промежуточные ступени познания предмета. Такая деталь проникает в сердце помимо разума, какими-то неизведанными, таинственными путями".


Море смыслов, преследующих читателя окончившего чтение рассказа, не только должно выстраивать ассоциативные ряды, но и опуская его в задумчивость, остаться "жить в нём", не давать читателю покоя.


Элементы сюжета не важны, если стилевой доминантой произведения становится психологизм.


Двуплановость психологического мира произведения может отражаться в одном из самых мощных средств психологического изображения - темпоритме фразы.


Наше подсознание должно стремиться разгадать загадку текста, как символически другого языка, вопреки воле и сознанию.


Умение не просто стыковать эпизоды, но концентрировать действие сюжета вокруг значимого - несомненное достоинство автора.


Композиционный талант может быть дан автору от природы, будучи скорее результатом художественной интуиции, чем сознательного обучения.


Теория "потока сознания" Уильяма Джеймса и "теория точек зрения" Генри Джеймса - весомый вклад в теорию подтекста.


Теория Юнга о писателях и архетипах для думающего автора служит основой для дальнейшей разработки теории подтекста.
---------


* Подтекст - скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.




Другие статьи в литературном дневнике: