Автомобильный Нострадамус

Миластный Николай: литературный дневник


В 1902г в Санкт-Петербурге была издана книга "Автомобиль,
его экономическое и стратегическое значение для России".
В печать подписана 16 января 1901 года.
В ней описывались два действующих экспериментальных
образца электрического автотранспорта.
Что это было: случайное попадание или гениальная прозорливость?


Автор опуса-провидения по своей профессии и происхождению
никак не годился на роль инженера или стратега логистики.
Офицер лейб-гвардии Гродненского гусарского полка(в котором
одно время служил и корнет Лермонтов) князь
Михаил Александрович Накашидзе к концу XIXв. задался вопросом:
автомобиль - это роскошь или средство передвижения?


И если это не экзотическая самоходная игрушка для богачей-
спортсменов, то как можно его использовать для страны ?
И какой именно автомобиль,на какой тяге - бензин.двиг-ле
внутр.сгорания или э л е к т р о двигателе ?


Гусар и железный конь


Проанализировав итоги первых экспериментов,князь сделал
несколько точных прогнозов использования автотрнспорта
в грядущем XXIвеке. Вот несколько из них:
1) стр-во стратег.шоссейных дорог - как альтернатива
ж/д по перевозке большетоннажных грузов
(сейчас "федеральные трассы");
2) разработка и выпуск моделей спецавтотранспорта
(бульдозеров,экскаваторов,эвакуаторов,мусороуборочных и
снегоуб-ных машин,автомашин-буксиров);
3) создание службы междугородных авто-пассаж. перевозок -
так он представлял междугородные автобусы.


Всё это он предвидел тогда,когда в январе 1896г в Англии
провели эксперимент по транспортировке грузового прицепа
объёмом 270 пудов(ок.4300кг)


Окончив лишь Пажеский корпус князь проявил способность
к стратегическому мышлению в общероссийском масштабе.
Он убеждал чиновников мин-ва путей сообщения и его главу
князя Хилкова,а также чинов военного ведомства, что
грузовой автотранспорт будет незаменим там, где
ещё нет железных дорог. Например,на равнинной
местности Малороссии,в Средней Азии,в кубанско-донских
степях, в Маньчжурии и Туркестане.


Нефть или электроэнергия?


Надо сказать,что к этому времени в мире уже успели
оценить перспеутивы автомобиля. Так,среди автоинженеров-
контструкторов в самом конце 19в кипела дискуссия:
какие двигатели разрабатывать и устанавливать -
элетро или нефтяные?


В1900г во Франции поезал авто-ль со ск.до 105км/ч.
Электроавто было разработанно фирмой Jamais Content,
автором проекта был фр.инж-р Женацкий. Какая-то странная
фамилия для француза..?
Правильно, инженер-электрик Владимир Женацкий учёл
печальный опыт петербургского конструктора
Ипполита Романова, который построил и запустил
на столичных улицах 2-х мест. электромобиль и
20-мест. пасс. электро.автобус.


Но его детищу преградили дорогу тупость и алчность
петербургских чиновников.
Поэтому Женацкий позднее предложил свои разработки
более динамичной и практичной Франции.

Можно только гадать,как развивался бы мир,
победи в споре с нефтяниками электрики.


Как кадр.военный князь Накашидзе оценил и идею
бронезащиты автомобиля и идею его вооружения.
Собственно,боевое крещение подобный авт-ль уже
получил во время Англо-бурской войны на юге Африки
(1899-1902),в сражении у р.Тугела.


Англичане оснастили авто пулемётом,и получилась
"тачанка" с бенз.двигателем.
Уже с весны 1902г авт-ль как ср-во связи и разведки
участвовал в воен.манёврах армий Франции,Германии и
Италии.


Вдохновлённые успешным опытом Англо-бурской кампании
воен.мин-во Великобритании объявило конкурс на лучший
проект бронир.и вооружённого авто-ля.
Заказчики были готовы купить - лишь бы стояло
пулемётное вооружение. На эти разработки скупые
джентельмены с Темзы выделили 107млн.шиллингов.


А что же русские стратеги Его Императорского Величества?
В сер.1901г кн.Хилков участвовал в автопробеге по
Военно-Груз.дороге. Остался им очень доволен.
Однако ни в воен.мин-ве, ни в путей сообщ.,ни в царском
правит-ве вообще даже не принимали к обсуждению
предложения о стр-ве отечественных автозаводов -
хоть казённых,хоть частных.
Никто прямо не возражал. Но ничего не делали.(русский подход)


Война - двигатель прогресса


В 1904 началась война с Японией. И князь патриот настоял на
своём переводе из гвардии в Сибирское казачье войско.
Там пылкий кавказец Накашидзе командовал сотней конных
разведчиков 7-го казачьего полка.


В боях выслужил чин подъесаула и за храбрость отмечен
золотым наградным оружием.
Войну Россия проиграла, и это облегчило хождения
упорного князя по чиновничьим кабинетам.
Правда,казачий боевой дух так пришёлся по нраву
сыну старинного грузинского рода, что до конца жизни
он числился казачьим офицером Сибирского войска.


Ещё во время войны он убедил сотрудников воен.мин-ва
испытать в бою в Маньчжурии бронеавтомобиль с пулемётом.
Дали добро, но пока бронемашина фр.фирмы Charron
доехала до фронта - война закончилась.


В марте 1906-го подъесаул убедил испытать его детище -
бронеавтомобиль,созданный французами по его проекту,-
на манёврах под Санкт-Петербургом.
Бронемашина очень понравилась,но члены комиссии наотрез
отказались выделять деньги на серийное произ-во
и принимать его на вооружение армии.


Помимо извечной косности рос.бюрократов были и
объективные причины.
Ещё в 1901г князь-казак в своей книге писал,что
в Российской империи нет ни одного автозавода.


Царским министрам приходилось делать выбор -
либо выделять ср-ва на постройку таковых в России,
либо на закупку импортных образцов.
Или как минимум размещать во Франции заказы.


Можно сказать,гениальный инженер и провидец,
храрый офицер и патриот,Михаил Александрович искренне
не понимал, что дело не только в косности управленцев,
но и в технической отсталости промышленности.


Не было станков,на которых можно было бы вытачивать
детали,не было достаточного числа элетростанций.
Требовались обученные и мотивированные кадры -
инженеры и техники.
Ведь для подготовки их следовало отменить сословные
ограничения на приём детей черни в высшие уч.заведения.
А сыны дворянства не рвались служить в шумные и
грязные цеха автогигантов,
даже если бы они и существовали.


Князь точно и верно описал перспективы автомобиля
для такой страны,как Россия. Но он не понимал, что
при существующей феодальной системе и техническая,
и социальная модернизация страны невозможна.


12 авг(ст.ст) 1906г князь напросился на приём к
премьер-министру П.А.Столыпину.Михаил Александрович
верил, что личная поддержка Столыпина(в получении
коей он не сомневался) поможет наладить выпуск
бронеавтомобилей в России.
Он взял с собой толстую папку бумаг:
расчёты,чертежи,фотографии,пояснительные записки...


Можно только гадать, чем для него и
отечественного автопрома могла бы стать их встреча.


Но на 12 авг. боевики группы эсеров-максималистов
запланировали взрыв "адской машины" на даче премьера.
То,что погибнут совершенно непричастные люди и
члены семьи Столыпина, их не останавливало.
Они готовили социальнвю революцию.
Но были в том числе и врагами князя Накашидзе.


Аристократ-изобретатель,мечтавший и пытавшийся
застроить Россию автозаводами,
был уже в приёмной премьера, когда сработал взрыватель...


Среди 27 погибших был и князь М.А.Накашидзе.
Ему даже не посчастливилось быть раненым.
Увы,все его бумаги пропали в суете после взрыва.


Осталась только книга-провидение.
Можно сказать,что это был труд русского "автомобильного Нострадамуса".



Александр Смирнов/Загадки истории









Другие статьи в литературном дневнике:

  • 07.08.2018. Автомобильный Нострадамус