ВАЗ-2121 "НИВА" - первый гражданский внедорожник
потребительского класса,созданный в СССР, предмет мечтаний для
любителей дикого отдыха,рыбаков и охотников.
История автомобиля началась в 1970 г,когда председатель Совета министров
СССР Алексей Косыгин обратился к ведущим автозаводам начать
проектирование легкового автомобиля высокой проходимости.
Лучше всего с задачей справился ВАЗ.
Уже в 1972 г был создан и испытан прототип,через 2 года начались
испытания предсерийных образцов, и в апреле 1977-го
вышла первая серийная машина.
Сегодня компактный внедорожник с пружинной подвеской,
постоянным полным приводом и несущим кузовом воспринимается как норма.
А в 1970-х это было открытием и прорывной схемой.
Пропорции и геометрия делали "ниву" очень устойчивой,она
отлично вела себя в условиях бездорожья и была достаточно комфортна.
"Нива" стоила несколько дороже,чем "жигули" или "москвич",
но советского покупателя соотношение цены и качества устраивало.
Более того,советский вездеход заинтересовал и зарубежного потребителя.
Практичный,надёжный и достаточно бюджетный внедорожник покупали
в Европе,Азии,Латинской Америке,Африке.
Англичане приобрели "Ниву" для полиции.
Специально для Великобритании и Японии ВАЗ выпускал праворульные авто.
В странах соцсодружества на его покупку даже занимали очередь.
Кстати,модификации выпускались не только для заграницы.
Два пректа разрабатывались ешё в 1970-х.
Это был плавающий автомобиль-амфибия ВАЗ-2122 для военных и
микрогрузовичок "капрал"...
До 1990-х "Нива" доехала без изменений,потом появился ВАЗ-21215 Lada
с дизельным двигателем, ВАЗ-21213 "тайга" и еще ряд модификаций
с разным количеством дверок и разным размеров кузова.
Репутацию "Ниве" создавали и её спортивные достижения.
С начала 1980-х русские внедорожники участвовали в различных пробегах -
ралли "Алжир", "Камерун", супермарафон "Париж - Даккар",
ралли "Тунис", новозеландский триал "Вэлли"...Победы сыпались одна
за другой.
На ралли Фараонов "Нивы" неоднократно занимали весь подиум.
После побед на австралийских ралли-рейдах "Маквей-1000" и "Вин-сафари"
поставки "Нивы" в Австралию увеличились вдвое.
Были рекоры и иного свойства.
В 1998 г "Нива" своим ходом поднялась на Эверест до базового лагеря
на высоте 5200 м,
а годом позже на Тибетском плато в Гималаях покорилась отметка в 5726 м.
Англичане пытались побить рекорд на Эльбрусе, однако их "лендровер"
сам до рекордной точки не добрался и был поднят туда
тросами и лебёдками.
Нельзя не упомянуть и покорения Северного полюса.
В назначенную точку Арктики "Ниву" сбросили на парашютах,
она удачно приземлилась, завелась и дошла до макушки Земли.
Другая "Нива" прижилась в Антарктике.
В 1990 г её доставили на станцию "Беллинсгаузен"
по просьбе российских полярников.
Первый год на машине работал заводской испытатель Николай Макеев.
Позже вездеход остался в распоряжении работников экспедиции и
ЭКСПЛУАТИРУЕТСЯ ПО СЕЙ ДЕНЬ.
Пусть кто-то брюзжит о моральной старости...
У этой машины есть два важных качества:
надёжность и бойцовский характер!
Ст."Мечтай,турист!" / Евгений Зимин
Издание "Тайны СССР"/ N°24.Декабрь 2020.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.