«Наша критика никогда ничего не понимала в нашей литературе. Классический образец этого яростного непонимания – письмо Белинского к Гоголю и его статьи о Пушкине. Да и что может рассказать о родах тот, кто никогда не рожал?..
Увы! Наша поэзия, в основном, графика, черно-белое или двухцветное малое действо, закованное в клетку размеров, рифм, ритмов, строф обязательных.
Все эти тиранические ямбы, хореи, дактили, анапесты, амфибрахии – это клетки зоопарка для пыльных вольных зверей: львов, волков, медведей, что самовластно приходили, и запирали себя в эти клетки, и там уныло, однообразно томились, и там пели, и там умирали, забыв о вольной воле.
Жестокая рифма учредилась в нашей поэзии, и она диктует нашим поэтам и не пускает, как каменный высокий забор, охвативший черемуховый расплескавшийся сад, удушает его и не дает разлиться на волю. Молодое пылкое раздольное вино томиться в дряхлых мехах и уходит в землю.
Царь Соломон в недостижимой «Песне песней» разве думал о неких суровых законах поэзии?»
И явился Поэт – Тимур Зульфикаров «и разрушил все стены в поэзии нашей, все эти мертвенные ямбы и хореи-намордники, и строфы-клетки, и всякая строка самозабвенно, на свой маневр, запела, заходила своим вольным голосом, как в народной песне, о чем мечтали многие поэты, чуя рабство стихосложения нашего. Но «много званных, да мало избранных».
Одна иерусалимская газета написала: «Раз в две тысячи лет рождается поэт, владеющий шифром, языком, мудростью царя Соломона. Это Тимур Зульфикаров.
Русской литературе повезло двухтысячелетний Гость постучался в ее тысячелетнюю Дверь…» Кто откроет Ему?..»
(из эссе о русской поэзии Т.Успенского «Глаголы незакатной красоты» (1980 г.) к первому тому собрания сочинений Тимура Зульфикарова «Цари небесные и земные» Москва, Художественная литература, 2009)
Поэзия Т. Зульфикарова – это «плач на исходе века, плач у края пропасти, на грани жизни и погибели, скорбные элегии в предчувствии Конца света, это поэмы-трагедии…
В уникальном повествовании Тимура Зульфикарова узнаются ритмы, поэтические образы, свето-цветовая феерия поэтов Древности, Средних веков и Возрождения, Мировой художественной культуры – от библейских пророков, Соломоновой «Песни песней», аттических трагедий, персо-таджикских поэм-дастанов, поэм-эпосов, газелей, притч до великих мастеров слова «последнего» тысячелетия…
«Трагическая оптимистическая трагедия» – до отчаянного крика поражение – гибель – плач – скорбь, катастрофа – катарсис».
(А.Геворкян, газета «Литературная Евразия» №3(17) март 2000 г.)
«Всю жизнь как бы давши обет, Поэт служит бесконечную литургию божественной красоте, поклоняясь лику природы, текучей хрустальной воде и батюшке-солнцу, пишет одну нескончаемую песнь-молитву-стихиру о родине, любви, матери и отце; она сбивчива, это медоточивая песнь, порою назойливо унывна и слезлива, но всегда трепетна, но чиста, несмотря на исповедальность и плотскую откровенность, а странным тягучим ритмом стиха близка к духовным песням калик перехожих <…> Мы можем смеяться над блаженным иль юродом во славу Христову, кидать в него камением, но, увы, мы никогда не приблизимся к Отцу настолько, насколько близко предстоит отмеченный перстом Божиим человек. Подобным образом обстоит в поэзии и с Зульфикаровым».
(из вступительной статьи В.Личутина к пятой книге «Коралловая Эфа» Москва, Художественная литература, 2009)
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.