Енгибаров - великий клоунhttp://dzen.ru/a/Z9SnqIQnBwBkNxVv "Этот шут дарил другим шутам: От любви «грустного клоуна» Енгибарова женщины просто падали, а цирковые артисты не могли смириться с его славой" «Среди любимых артистов Владимира Высоцкого был один, нежность к которому у него безгранична, - писала Марина Влади. - Его зовут Енгибаров. Он молод, и в нем все прекрасно. Он тоже своего рода поэт, он заставляет смеяться и плакать публику - и детей и взрослых. Этот волшебник украл пальму первенства у стареющего Олега Попова и других традиционных ковровых клоунов. Никаких тортов с кремом в лицо, красных носов, полосатых штанов, огромных ботинок. Разбивая тарелки, он переключает публику с бешеного хохота на полную тишину, а потом у тебя стоит ком в горле, - и вот уже люди вынимают носовые платки, чтобы украдкой вытереть слезы». «Не плачь, это тоже профессия» Леонид родился в Москве. Отец - армянин Георгий Енгибарян, шеф-повар ресторана гостиницы «Метрополь». Погиб на фронте. Мама - Антонина, портниха, из тверских крестьянок. «Войну я провел в Марьиной Роще, - вспоминал артист. - Я пережил здесь все бомбежки, и первое, что узнал в жизни, это была война. Вой сирены, предупреждающий о налетах. Это наложило на меня особый отпечаток. Для меня, например, покупка коньков после войны была событием космического масштаба. Первый костюм у меня появился, когда мне было далеко за 20 лет». В 1952-м он поступил в Институт рыбного хозяйства. Через полгода перевелся в Институт физкультуры. Здесь стал серьезно заниматься боксом. На первенстве Москвы одержал девять побед и потерпел всего одно поражение. Получил первый разряд. Леонида ждало большое спортивное будущее. Но в 1955-м в Государственном училище циркового искусства открылось отделение клоунады. И Енгибаров вдруг бросил институт, карьеру боксера и пошел учиться на клоуна. «Человек часто мечтает приобрести именно то, чего у него нет, - объяснял он позже свой выбор. - В нашей семье я отличался от всех полным отсутствием юмора, что потом и сказалось при выборе профессии. Мама переживала, когда я поступал то в один институт, то в другой. И когда я в 1959 году окончил цирковое училище и принес домой диплом, она была рада и... заплакала. Ей хотелось кому-нибудь сказать, что сын наконец-таки встал на ноги. Пошла к своей подруге, у которой сын - мой ровесник, он стал шофером. «Маша, смотри!» - а глаза мамы полны слез: она показывала диплом, в котором написано: «Клоун-мим». Маша посмотрела диплом и сказала: «Тонечка, не плачь, это ведь тоже профессия!» После училища Енгибарова распределили в Ереванский цирк. Здание несколько лет было на реставрации, поэтому коллектив гастролировал по всему Советскому Союзу. Дебют клоуна состоялся в Новосибирском цирке 25 июля 1959 года (запомним эту дату). Леонид потерпел полное фиаско. Он прежде не выступал на манеже. Студентом репетировал в маленьких залах, на сцене. Вот и потерялся... Худсовет хотел отправить вчерашнего студента назад в Москву с волчьим билетом. Дескать, клоуна из него не выйдет. Но за Леонида вступился директор труппы: «Вряд ли сейчас придут новые кадры, поэтому воспитаем своего». Стремительный взлет Леонид не сломался. В шесть утра приходил на манеж репетировать, уходил последним. Уже в 1960-м публика встречала его аплодисментами. 1961-й - первые гастроли в Москве. «Шел мокрый снег. На фасаде Цирка на Цветном бульваре увидел огромную афишу, возвещающую о моих гастролях. Краски разошлись, и было впечатление - клоун плачет. В гардеробной одевался механически. Посмотрел на себя в зеркало и тут только отчетливо осознал: это же мой дебют в Московском цирке, лучшем в мире. А что будет, если провалюсь? Нет, это невозможно! Я репетировал даже ночами, я боролся за право работать в Москве, говорил всем, что смогу. Я убеждал маму, что стану хорошим клоуном и что это хорошая профессия. Я не провалюсь! Ни за что! (...) Помню ревущий зал после последней клоунады «Бокс» и вызовы после моего ухода, как будто это театр, а не цирк. Смеющиеся лица зрителей, рядами уходящие вверх от барьера манежа, и только одно залито слезами, справа в четвертом ряду, лицо моей матери». В том же году прошли первые заграничные гастроли. 1962 год. Гастроли в Ленинграде. Енгибаров получил медаль за лучший номер года. Там познакомился с великим мимом Марселем Марсо, своим кумиром. 1963 год. Главная роль в художественном фильме «Путь на арену». Фактически он играл самого себя - клоуна Леню. 1964 год. Международный конкурс клоунов в Праге. Леонид Енгибаров занял первое место. Спустя всего пять лет после провального дебюта на манеже. Фантастический взлет! «Заполнитель пауз» - Для финала картины нам удалось поймать редкий кадр, - вспоминал режиссер Виктор Лисакович. - Когда в воскресенье, отыграв три представления подряд, бледный и усталый Енгибаров пришел в гримерку, у него не было сил даже закурить. Ассистент поднес ему зажигалку, Леня потянулся к ней, и в кадре хорошо видно, что рука его дрожит. Артист работал на износ. Каждое утро начинал с изнуряющей зарядки. Затем репетиция. По 10 - 15 раз повторял то, что умел делать, по 50 - то, чего не умел, но собирался показать зрителям. В шлягере Аллы Пугачевой про Арлекино есть грустная строчка: «А мною заполняют перерыв». Она и про Енгибарова. «В цирке выступают акробаты, жонглеры, иллюзионисты, гимнасты, - говорил он. - А клоун только заполняет пустоты между номерами, его задача - сделать незаметными для зрителей смену ковра на манеже, вынос и перестановку аппаратуры... Мне не раз говорили, одни - констатируя, другие - злясь, третьи - возмущаясь, что, когда я работаю на арене, это становится чуть ли не главным в программе. Говорили, что так нельзя, не принято. С одной стороны, меня это радовало. Выходит, я не просто заполнитель пауз, а артист со своей ролью, развивающейся от репризы к репризе, со своим характером, образом». Однако его успехи не радовали иных коллег-циркачей. Началась травля «выскочки». Ему сорвали гастроли в ФРГ. Пытались пришить уголовное дело: якобы изнасиловал поклонницу. В 1971-м «любимый клоун Леонида Брежнева», как звали Енгибарова в народе, хлопнул дверью - покинул Союзгосцирк. Решил создать собственный Театр Леонида Енгибарова. Название не понравилось в Министерстве культуры. Слишком уж громко - театр! Пришлось поменять на Эксцентрический ансамбль Леонида Енгибарова. С октября 1971-го по июнь 1972-го он проехал со своим «ансамблем» по всему СССР. За 240 дней дал 210 спектаклей «Звездный дождь». Зрители принимали клоуна с восторгом. Смерть канатоходца 25 июля 1972 года Высоцкому позвонили. «Я вижу, как у тебя чернеет лицо, - писала Марина Влади в книге «Владимир, или Прерванный полет». - Ты кладешь трубку и начинаешь рыдать, как мальчишка. Я обнимаю тебя, ты кричишь: «Енгибаров умер! Сегодня утром на улице Горького ему стало плохо с сердцем, и никто не помог - думали, что пьяный!» Ты начинаешь рыдать с новой силой: «Он умер, как собака, прямо на тротуаре!» Но все было не так. Сработал «испорченный телефон». На самом деле Леонид умер в родном доме в Марьиной Роще. На руках матери. Накануне ему стало плохо с сердцем. Он репетировал новый спектакль «Причуды клоуна», выступал в Зеленом театре на ВДНХ. Мама вызвала скорую. Поскольку боль отдавала в живот (так бывает при инфаркте), неопытный врач посчитал, что больной отравился. Прописал лекарство от желудка и уехал. Леониду становилось все хуже. Он попросил маму налить холодное шампанское, надеясь, что оно снимет боль. Выпил бокал и умер. Возможно, от холодного напитка сузились сосуды. «В последние месяцы жизни у него возникали конфликты с руководством Союзгосцирка, многие чиновники мешали ему в создании театра клоуна, о чем он мечтал и многое делал для претворения своей мечты. Сердце у клоуна оказалось хрупким. Уйдя из жизни в 37 лет, Леонид Енгибаров остался загадкой, - вспоминал Юрий Никулин. - И хотя у него есть много последователей, все они работают хуже». Потрясенный Высоцкий посвятил памяти друга пронзительное стихотворение «Енгибарову - от зрителей». Оно начинается словами: Шут был вор: он воровал минуты - Грустные минуты тут и там. Грим, парик, другие атрибуты Этот шут дарил другим шутам. Знаменитая песня Владимира Высоцкого «Канатоходец» тоже посвящена Енгибарову (у Леонида в цирке был одноименный номер). Чешский певец Карел Готт, друживший с клоуном, записал о нем песню «Был, как я». Сам великий Марсель Марсо говорил режиссеру, снимавшему в 80-е фильм о «грустном клоуне»: «Я знаю трех гениальных мимов: Бастер Китон, Чарли Чаплин и ваш Леонид Енгибаров. Однако он не только ваш, он принадлежит нам всем». ВОТ ТАК НОМЕР! «Жажда» Енгибаров сочинил и поставил более ста реприз и миниатюр. Вот одна из них - «Жажда». Клоуна мучает сильная жажда. Он видит на высоком постаменте кувшин с водой. Много раз карабкается на постамент, падает, вновь поднимается... Зрители смеются над нелепыми ужимками и падениями. Наконец клоун достает кувшин. Бережно берет в руки, готовясь утолить жажду. Вдруг на арену выходит маленькая девочка. Показывая на кувшин, просит отдать его ей. И клоун отдает. А девочка садится и начинает поливать водой из кувшина песочные куличики, чтобы они лучше лепились... Главное в сценке - реакция клоуна. Он начинает... улыбаться. Кстати, о жажде. По словам Енгибарова, в цирке он выпил около 24 тысяч бутылок лимонада, минералки: «По четыре за представление. Каждое представление - большой расход сил, и всегда хочется пить». ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Дочь родила сиамских близнецов На вопросы о семейном положении Леонид обычно отвечал: «Убежденный холостяк. К поклонницам отношусь настороженно». Официально он был женат один раз, на актрисе Аде Шереметьевой. Ада Шереметьева оставила ради мужа карьеру актрисы театра и кино. Фото: Кадр из фильма Они развелись. В 1964-м на международном конкурсе клоунов в Праге Леонид познакомился с чешской журналисткой, художницей Ярмилой Галамковой. У них родилась дочь Барбара. Ярмила приезжала в Москву. Но семейная жизнь не сложилась. Леонид постоянно гастролировал по СССР. Галамкова погибла в автокатастрофе через пять лет после его смерти. Ярмила Галамкова родила от клоуна дочь Барбару. Фото: Ондржей СУХИ МИСТИКА «При цифре 37 в момент слетает хмель» В 1971-м Енгибаров сыграл клоуна в картине Тенгиза Абуладзе «Ожерелье для моей любимой». На съемках в горах местная гадалка напророчила: мол, он умрет в следующем году. «Видно, я все-таки талантливый, рaз умру в 37, как Пушкин», - рассказывал потом Леонид о пророчестве. Удивительно, но в том же 1971-м Высоцкий сочинил песню «О фатальных датах и цифрах»: С меня при цифре 37 в момент слетает хмель. Вот и сейчас как холодом подуло. Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль. И Маяковский лег виском на дуло... Памятник Енгибарову. Фото: bogdanov-62/Wikimedia Commons Памятник Высоцкому. Фото: АГН «Москва»
© Copyright: Кандидыч, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|