Любимый портрет

Александра Василевская: литературный дневник

Эту картину я люблю с самого раннего детства - портрет Марии Лопухиной
кисти художника Владимира Боровиковского.


Несмотря на то, что картина написана в 1797 году, она до сих пор не теряет своей прелести. Это самое поэтичное создание из всех портретов художника.


Восемнадцатилетняя графиня Мария Лопухина позировала художнику по просьбе ее мужа, служившего егермейстером при дворе Павла I. На портрете - красивая, здоровая, излучающая счастье, спокойствие и нежность, девушка. Взгляд ее задумчив, а улыбка нежна и загадочна. Портрет получился очень чувственным.


Художник очень тонко и деликатно изобразил не только фигуру девушки, но и ее душевный мир. Художник не использовал для работы роскошные аксессуары, дорогие драгоценности и перья. Девушка одета в свободное белое платье, подпоясанное голубым шарфом. Мечтательную настроенность молодой женщины Боровиковский подчеркнул с помощью фона - тенистого уголка парка. Художнику был важен не статус юной графини, а ее личные качества. Ее молодое лицо - не идеал красоты, но в нем сплошное очарование и душевная прелесть, спокойствие и естественность. Чувствуется, что девушка обладает большим сердцем и умом. Искусствоведы считают этот портрет воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII века.


С точки зрения живописи этот портрет считается совершенным. В этом художнику помогла лессировочная техника, которая заключается в том, что сквозь верхние слои краски просвечиваются глубокие основные мазки. Это придает картине нарядность, красочность и колоритность.


Картина хранится в Третьяковской галерее.
Всего два раза портрет выставляли на экспозициях в Москве. За пределы России шедевр никогда не вывозили.
Даже сегодня есть ценители творчества Боровиковского, которые приходят в Третьяковку, чтобы полюбоваться именно этим уникальным полотном.



Другие статьи в литературном дневнике: