Разве писатели кушают?

Михаил Струнников: литературный дневник

28 октября. Полвека, как нет Корнея Чуковского (1882-1969).


Не буду о том, чем были сказки «дедушки Корнея» в дошкольном, дочитательском детстве, что с ними и через них открывалось. Вспомним «взрослые» его книги: «От двух до пяти» и «Живой как жизнь».


Первая – для больших о маленьких: детская логика, детские словечки. Вторая – о русском языке и о нас, только на нём говорящих. О том, что порой с ним делают. Козыряют нерусскими словечками, не понимая их смысла. Победителей называют реваншистами: то ли «по Фрейду», то ли просто дурь пьяного горе-реваншиста из подворотни. Себя, любимых, – русофилами. (Кто бы сомневался? Все мы, Ваньки-Дуньки, таковы, кроме повторивших или предвосхитивших «подвиг» Фадеева с Цветаевой. Но доселе идиотизмом считалось орать: «Я себя люблю!») Только ли на «литературных» сайтах встретишь?


У Чуковского примеры не столь тяжкие. «Я юное дарование, спешу на концерт!» Это не от двух до пяти: это раза в два с половиной выше «верхней планки». Писатель в шоке. А что бы сказал он, услышав от небезызвестного жиголо, что тот звезда? А ещё лучше – от телешлюхи любого пола: «Мы духовные!»


Впрочем, за долгую жизнь слышать писателю многое приходилось, и не всегда обо всём можно было открыто сказать. Потому и писал он о другом, радуя маленьких (и не только маленьких) читателей. И не всегда поймёшь: игра словами-рифмами или нечто большее.


Из книги «От двух до пяти»: «Разве писатели кушают?» Маленькая девочка не могла поверить, что у них в гостях живой писатель, и выдала нетленку. Читая в старших классах, дивился: неужто бывают такие глупые дети? Я-то уж точно – никогда так не думал.


Не над мифами ли взрослых смеялся Корней Иванович (точнее – Николай Васильевич Корнейчуков)? Кто из нас не слышал: вот эти – совсем не то, это такие люди!


Увы, увы! И писатели рады скушать другого писателя: тридцать с лишним лет, как в прямом эфире выказывали готовность. И наш брат учитель бывает хорош. И коллеги Айболита порой хуже Бармалея.


Да, не каждый таков – иначе давно бы все скушали друг друга. Не каждый человек, но любой народ, все классы-сословия, все профессии, звания, должности – независимо от фактов биографии, от фасона подштанников и надштанников.


Грустные размышления в грустный юбилей. Куда веселее детские сказки покойного.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.10.2019. Разве писатели кушают?