Кто под красным знаменем?Сорок лет назад, в ноябрьские праздники, у нас показывали двухсерийный азербайджанский фильм «Бабек». Тогда никого не удивляло: в каждой «союзной» была хотя бы одна киностудия. Азербайджанская – самая «русскоязычная» среди кавказских: не помню фильмов, чтобы дубляж – с тошнотворным акцентом. У их соседей – обычное дело. Но ближе к теме. Чем примечателен этот фильм? Временем действия: начало девятого века. Глубже в прошлое наши киношники (и русско-, и нерусскоязычные) не погружались. Это при том, что тогдашняя история нашей страны (с учётом иных «братских») была на тысячу с лишним лет длиннее нынешней. Ереван, старейший в ту пору наш город, древнее Рима. И книг была уйма: об Александре Македонском, о скифах, об Урарту… Снимайте! Но нет: вплоть до первых Рюриковичей – пробел. Разве что считать историческим фильмом снятую позже «Русь изначальную»: о том, как «Кутузов разбил немцев при Цусиме 23 февраля». Создатели «Бабека» постарались быть вне подозрений. Авторский текст чётко обозначил рамки: с 816 по 838 – годы войны против Халифата. Звучат, пленяя экзотикой, имена воевод, разбитых Бабеком. (В кадре разбит один.) А тот, что сам разбил, – крупным планом: туркестанский князёк, тайный огнепоклонник, мечтающий о собственном царстве вместо ненавистного Халифата, поэтому готовый к союзу с восставшими. Источники позволяют домысливать. И главный враг – не безымянный халиф багдадский: это два сына знаменитого Харун-ар-Рашида, каждый индивидуален. Сказано даже, что младший из Багдада перебрался в Самарру’: туда привезут на расправу заглавного героя. А сам он чем знаменит? Непосвящённых должно было восхитить: хуррамиты-огнепоклонники воевали под красным знаменем. Едва ли не первые в мире – исторический факт. Кровь, пролитая мучениками, или другой смысл? Кто разберёт? Первого краснознамёнщика идеализировали до предела. Не сравнить с нашими Стенькой, Емелькой. Разве что со Спартаком – не только в нашей «послеоктябрьской» традиции. Конечно, и он не без греха. Женился на нелюбимой. Опять же – ради общего дела: иначе не признают безоговорочно вождём, снова пойдут разборки. На стороне у него любовь. Так сам Леонид Ильич в молодые годы был грешен: недаром при нём разрешили показывать истинных ленинцев, живущих на два дома. За всё, однако же, надо платить. Вот и Бабеку не повезёт с законным сыном. (Сигнал для зрителя: тот младенцем помочился в кадре папаше на бороду.) Но есть надежда: сын, рождённый любимой женщиной, продолжит дело отца. Созвучно с американским «Спартаком» шестидесятых: не зря отцы боролись! Ещё один роднящий момент. Кто помнит из книг или кино, каким богам молился Спартак, какие жертвы приносил перед боем? Так и здесь: о религии хуррамитов – практически ничего. Да, они против магометанства – религии колонизаторов. Но среди соратников Бабека – араб Азрак, не скрывающий своего мусульманства: при этом он до конца будет верен общему делу. Было, не было? Могло быть в принципе. Не обошлось же взятие Казани без участия касимовских татар-магометан. А сколько раз и с ними, и с татарами крымскими воевали татары литовские. Зато перед «русским Иваном» не стали расшаркиваться лишний раз: на стороне Бабека – ни одного славянина. А мог быть: в Халифате наряду с неграми полно было рабов-славян – и южных, и восточных. Мог быть даже Иван – правда, не русский, а с Балкан, крещёный в Византии. Но более подходящее для тех времён – какой-нибудь Солнцедар. Или, чтобы солиднее, Волкодав – самое что ни на есть славянское: был же в десятом веке Волчий Хвост, воевода киевский. Бакинские киношники обошлись лицами азиатских национальностей. Осталась за скобками и традиционно опороченная Византия, союзница Бабека. И вовсе немыслимо было показать, что вождь восставшего народа умер христианином. (Есть и такая версия: недаром же глумливые арабы прибили его превращённое в обрубок и выпотрошенное тело к кресту.) Это голливудским вольно было фантазировать насчёт Спартака, будто бы он согласился быть распятым. Во избежание лишних вопросов казнь героя показана «абстракционистски». Его же пленение не показано вообще. Причина откроется позже: Бабека сдали армяне. Даже энциклопедии молчали, называя лишь мусульманское имя князя-вероотступника. Национальный вопрос! Боязно было обострять. По этой же причине в тот, юбилейный год не было фильма о Куликовской битве. В связи с этим – ещё один момент. Герой азербайджанского народа не был азербайджанцем в современном смысле. Он был, скорее всего, персом. И не только он: в Азербайджане, одной из персидских сатрапий, захваченных арабами, жили племена, родственные персам. Они жили и севернее, где Баку, на земле, что до двадцатого века Азербайджаном не называлась. Предки нынешних азербайджанцев, родня туркам, придут сюда лишь после ухода арабов. Такая история. Что ж, можно гордиться и земляками: так в Болгарии гордятся тем же Спартаком. (Не говорю о болгарах, назвавшихся македонцами: у тех землячок посолиднее.) Только бы слишком далеко не заводила гордость: для всех актуально. © Copyright: Михаил Струнников, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|