Из книг В. Катаева

Светлана Весенняя: литературный дневник

"Алмазный мой венец",Советский писатель, Москва, 1981г..


На титульном листе написано:повести,но сам писатель считал, что он этими произведениями ( три)основал новейшую литературную школу мовистов, от французского mauvais- в переводе-плохой.
Читатели же,и я в их числе,считали и считают, что В. Катаев очень интересно в своеобразной форме вспоминает свой путь в литературу, знакомство со многими поэтами и писателями, которые вошли в литературу на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, многие из них стали очень известными.
Названия этих повестей- воспоминаний уже привлекает читателя.


Открывает сборник "Алмазный мой венец".
Именно в этом повествовании и предстают известные писатели двадцатого века в тот период, когда они были неоперившимися птенцами в литературе. В период работы над воспоминаниями многих уже не было в живых, да и сами события выплывали в памяти отдельными островками. Может быть, именно поэтому его герои в этой книге имеют не те имена и фамилии, которые они прославили, а прозвища.Но сам фон событий очень правдоподобен, факты из биографии героев легко узнаются, поэтому большинство прозвищ легко расшифровываются. Мне лишь непонятно, почему прозвища своих друзей писатель пишет с маленькой буквы. Пишет и вспоминает с любовью, но с маленькой буквы. Интересно, кто-нибудь из литературоведов пытался как-то этот факт объяснить?.
Сама эта повесть представляет фрагменты лекций, которые читал Катаев в университетах за границей, например, в Америке, куда его неонократно приглашали. И слушателей университетов интересовал не только А.С. Пушкин, но и те поэты-писатели, которых он знал лично. Часто в этих лекциях писатель говорил не только о своих выдающихся современниках, но и приводил собственные умозаключения на разные темы.
Например, его классификация женщин-
"высший тип женщины-небожительница: красавица, по преимуществу блондинка с бриллиантами в ушах..."
Далее "идёт хорошенькая девушка более современного полуспортивного типа...",и так далее ... и наконец, писатель делает вывод, что самый неприятный тип женщин-"холера-тощая, очень чернобровая, с плохими зубами, висящими космами..."


Есть и глубокие философские умозаключения, например:
"Однажды ключик сказал мне, что не знает более сильного двигателя творчества, чем зависть.
Я бы согласился с этим, если бы не считал, что есть ещё более могучая сила:любовь. Но не просто любовь, а любовь неразделённая, измена или просто любовь неудачная, в особенности любовь ранняя, которая оставляет в сердце рубец на всю жизнь.
В истоках творчества гения ищите измену или неразделённую любовь."


Вторая повесть "Святой мой колодец"написана хуже, чем "Алмазный мой венец", а значит, по логике самого писателя,- лучше. Поскольку термин "мовизм" он расшифровывал так : чем хуже написано, тем лучше, потому что читатель больше внимания уделит именно этой повести.
Мне сложнее было читать эти воспоминания, чем в первой повести. Эта повесть только о самом писателе и о его путешествии в Америку, знакомство с разными городами страны.
"Святой колодец"- символ чистоты тех воспоминаний, которые время от времени его переполняют, и он возвращается в разные временные отрезки своей жизни. Но есть и очень интересные страницы в этой повести, написанные с юмором. Например, как В. Катаев в Нью-Йорке чистил свои мокасины, как он хотел сэкономить и заплатить хотя бы не двадцать пять центов, а двадцать четыре, но в итоге заплатил пятьдесят центов. Я верю, что именно он подсказал сюжет "Двенадцати стульев" своему младшему брату Евгению Петрову. Кстати, псевдоним младший брат создал из имени их отца.
И любовь к прозвищам, даже собственным детям их дал : дочь звал Гиеной, сына Шакалом.Странные и нелепые, на мой взгляд.( Но пишет их с большой буквы). Поразил и такой факт личной биографии: сорок лет его мучил вопрос любила ли его девочка, которую он боготворил в далёкие гимназические годы, когда ему было шестнадцать лет, ей чуть меньше. И он едет, спустя сорок лет в Лос-Анжелос, чтобы с ней увидеться и получить ответ на этот вопрос. Она вместе с мужем эмигрировала в Америку. И встреча состоялась, к тому времени она была вдовой. Но вопрос он задал совсем другой. Тайна первой любви и в этой книге.
Литературным языком В. Катаев владел блестяще. Самое простое доказательство :привожу последнее предложение этой повести, не сокращая-
"Она прижалась к моему плечу, тая на глазах и теряя вес, и я понимал, что мы уже никогда и никуда не вернёмся, потому что я не мог вспомнить названия вечнозелёного куста, усыпанного среди зимы очень яркими пунцовыми цветами, а лишь одно это могло нас спасти:за серой пеленой неба, улетая в мировое пространство,уже безмолвно бушевало и лизало со всех сторон вселенную странное пламя распадающейся материи, невидимое, неощутимое,холодное и вместе с тем распространившее острый, неприятно свежий запах кислорода, и которым я,оказывается,давно уже дышал через гуттаперчивые трубки, глубоко вставленные в ноздри, слыша, как на губах свозь марлю шипят пузырьки кислорода, и довольно ясно понимая, что я уже не сплю, а лежу на высокой хирургической кровати в своей палате, что чёрная кровь, которая по капле стекает в банку из дренажей, есть моя кровь, что за окном внизу сияет сад моей души, что узкоглазый анестизиолог не забыл меня разбудить, что человек не может умереть, не родившись, а родиться, не умерев, и что сравнительно недалеко, возле Святого колодца, вероятно, по-прежнему стоит знакомый старик и терпеливо моет свои бутылки".
Чем не Л.Тлстой двадцатого века?


Cборник автобиографических повестей-воспоминаний завершает "Трава забвения",писалась, видимо, наплывами, поскольку дата завершения обозначен так 1964-1967, Переделкино.
В этой повести основное место уделено встрече и общению с И. Буниным, который благосклонно встретил совсем молодого поэта, В.Катаев начинал со стихов, когда тот впервые пришёл к нему в гости в Одессе. А последняя часть повести посвящена встрече и дружбе с В. В. Маяковским.
Автограф, который оставил И. Бунин, написав на протянутом ему В. Катаевым собственном портрете слова:"Валентину Катаеву. Заумное есть глупость. Ив. Бунин".
О себе Катаев говорит :"...Какой бы я ни был, я обязан своей жизнью и своим творчеством Революции. Только Ей одной".
В. Маяковский считал своим лучшим произведением поэму "Хорошо". Очень сердился, когда его просили прочесть "Облако в штанах" в последний период его творчества.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.01.2019. Из книг В. Катаева