Направления постсоветской литературы 21 века

Астахова Светлана: литературный дневник

Постсоветская литература уничтожила границы и сняла деление на эмигрантскую литературу и литературу метрополии: не только сами писатели из эмиграции постоянно приезжают на родину, где выходят сравнительно большими тиражами их книги, но и печатные периодические издания (например, “Континент”) стали издаваться после 1991 года в России. Но в ней возникли иные деления.


Постсоветская литература состоит из писателей и писательских групп, исповедующих разные принципы, вплоть до взаимоотрицающих. В нее входят: 1) массовая литература — с расцветом жанров современного бытового детектива (Александра Маринина), псевдоисторического детектива (Б. Акунин с его серией книг о сыщике Фандорине и монахине Пелагии), политического детектива (Лев Гурский, Эдуард Тополь), триллера (В. Доценко), фэнтези (Ник. Перумов), любовного романа и т.д.; 2) высокая словесность, в которой активно работают прозаики и поэты разных поколений, от АлександраСолженицына до ЛюдмилыПетрушевской, ВладимираМаканина, Олега Чухонцева, Максима Амелина и др.; сюда входят по направлениям — кроме реализма — постмодернисты-концептуалисты разных поколений24 , соц-арт25 , входящий отчасти в понятие концептуализма, но не до конца с ним пересекающийся, необарокко26 , ярче всех представленное в прозе Андрея Битова, Саши Соколова, Татьяны Толстой, прозоэссеистике Дм. Галковского; 3) беллетристика, самой успешной представительницей которой стала ЛюдмилаУлицкая. Реалистическую традицию продолжает неонатурализм (“чернуха” в прозе Сергея Каледина, “новая женская проза” Светланы Василенко, Нины Горлановой, Марины Палей, драматургия Николая Коляды), сопряженный с неосентиментализмом (Алексей Слаповский, Марина Вишневецкая) постреализм, формирующийся как новая художественная система (например, “новый автобиографизм” пьес и прозы ЕвгенияГришковца), “новый реализм” молодых (Олега Павлова, Романа Сенчина, Сергея Шаргунова), гипернатурализм новой русской драмы — М. Угаров, братья Пресняковы и др.


Литература постмодернизма из маргинальной в течение 90-х годов переходит в ранг актуальной и модной. Литература, продолжающая классические традиции, вытесняется наступлением, с одной стороны, масскульта, с другой — постмодернистской словесности, принципиально не различающей “массовое” и “элитарное” (проект “Б. Акунин” Григория Чхартишвили).


Идеологическое противостояние сменяется деидеологизацией. Идеологическая и политическая дискуссия, для которой литература была темой и поводом, сменяется литературной. Начало эстетической полемике положила статья Виктора Ерофеева “Поминки по советской литературе”27 , отмежевавшая “новую” (другую, вторую и т.д.) литературу от трех потоков литературы советской: официальной, либеральной и “деревенской”. Постсоветская литература позиционирует себя как явление, дистанцируясь от “прогрессивных” шестидесятников. Новое размежевание, уже внутри либеральных изданий, происходит в период острой дискуссии о постмодернизме — поддерживающие новую, модернистскую и постмодернистскую эстетику “Соло”, “Вестник новой литературы”, “Но­вое литературное обозрение” противостоят в первой половине 90-х традиционализму “Нового мира”, “Конти­нента”.


В постсоветской литературе происходит размывание сверх-повествования, диффузия и сокращение присутствия традиционных прозаических и поэтических жанров (романа, повести, рассказа, поэмы, стихотворения), их вытесняют промежуточные (термин Л. Гинзбург), гибридные образования.
Знаменитый лозунг Л. Фидлера, открывший постмодернизму широкую дорогу, “Пересекайте рвы, засыпайте границы”, активно реализуется и по сей день писателями разных направлений, как реалистического, так и постмодернистского письма, — что, разумеется, никак не отменяет идейно-художественных оппозиций и противостояний в современной русской литературе по многим параметрам (коммерческая, массовая — некоммерческая, модная — народная; либеральная — “патриотическая” и т.д.)
К какому направлению относитесь вы?
Зачем нужна современная литература?
Медиа индустрия XXI века постоянно транслирует философию потребительства, которая изменила мировоззрение людей и существенно повлияла на межличностные отношения. Друзей, даже любящих друг друга людей объединяют общие коммерческие интересы, именно поэтому наши современники чувствуют себя одинокими. В связи с этим возникает вопрос о значении литературы, как одного из направлений медийного рынка.
...современной литературе не хватает доброты. Большинство произведений изобилуют описаниями страданий, жестокости, и очень немногие авторы напоминают нам о вечных ценностях.


....только «выдающиеся произведения затрагивают душу, возвышают читателей, дают им надежду и спасают от отчаяния».


А мне кажется, литература как искусство художественного слова, никому ничего не должна! Как и авторы. Просто писать надо так, чтобы вашим детям и внукам не было за вас стыдно.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.04.2010. ***
  • 20.04.2010. Направления постсоветской литературы 21 века