Ещё раз про любовь, или...Готовится к выходу глава книги "Родителям о детях". ЕЩЁ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ, или ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ. Ребенка забирают из школы — но вскоре приходит разочарование в домашнем обучении. Почему это происходит? Есть ли у хоумскулинга «показания» и «противопоказания»? - Почему родители, так желавшие семейного образования, на практике не справляются с ним? Ольга: А спустя какое-то время оказывается, что учеба запущена, так как у ребенка отсутствует мотивация открывать учебники. Но мама рассчитывала, что ребенок справится без «стояния над душой», а отец как работал допоздна, так и работает. В итоге в учебе нет никаких подвижек, все разочарованы, на семейном образовании ставится крест, расстроенная мать вместо восторженных отзывов пишет гневные посты в соцсетях. А дело здесь только в том, что изначально посыл для перехода на домашнее обучение был неверен. И стратегия обучения выбрана неправильно. "Хоумскулинг" не упростит вам жизнь. Но он однозначно обогатит ее. - В каких случаях не следует уповать на хоумскулинг? Ольга: Но они никак не связаны с главным вопросом домашнего обучения: как сделать так, чтобы ребенок учился самостоятельно? Ведь сам он себя не мотивирует на изучение всех школьных предметов. И если у вас нет четкого плана, как решить этот вопрос, то хоумскулинг быстро рискует превратиться из панацеи в проблему. Ведь дети отлично видят, что устаревшие школьные программы в 21 веке практически бесполезны. Громоздкие формулировки, заучивание наизусть материала, который никак им не пригодится в будущем. Более того — зачастую давно неактуального материала. Представьте, что вам, допустим, программисту, нужно выучить учебник по истории КПСС. Нет, за это не заплатят. Нет, вас не повысят. Возьметесь учить? Спросите: "Зачем?" Вот и у детей тоже возникает логичное недоумение: зачем мне это учить? В школе на этот вопрос быстро находятся ответы: «Потому что я так сказала!», «Потому что впереди контрольная», «Потому что иначе получишь два балла в четверти». Вот и вся мотивация. Система школьного обучения построена на принуждении — права голоса, как и права выбора, в ней у ребенка нет. И он вынужден подчиняться. А дома ситуация иная. Родители хотят вырастить не марионетку, а самостоятельного и уважающего себя человека. С правом голоса и правом выбора, естественно. Жесткое принуждение к учебе оказывается недопустимым, да и какой в нем смысл, если из школы забирали, чтобы оградить от унижений и грубости. На мягкие увещевания незаинтересованный в учебе ребенок не реагирует — ну и как тут заставить его учиться? -- Но ведь кто-то справляется с семейным образованием? Ольга: Это родители, понимающие, что главная беда школьной программы — она не обучает нужным в реальной работе умениям. Современные требования к сотрудникам давно вышли за рамки умения работать от звонка до звонка и подчиняться начальнику. Не соответствуют ожиданиям работодателей не только материалы учебников, но и подходы и методы обучения, которые были востребованы пятьдесят, а то и восемьдесят лет назад для обучения крестьянства и пролетариата, но абсолютно неактуальны сейчас. Обратите внимание на факты, как стремительно меняется рынок труда во всём мире. Миллионы людей остаются без работы, их рабочие руки не нужны, а знаний, которые сейчас востребованы, у них нет. Рабочих на фабриках заменили автоматизированные линии, коров доят роботизированные аппараты, людей за прилавком сменили как интернет-магазины, так и автоматы по продаже продуктов, предметов гигиены, билетов… Рынок труда не нуждается и в нашпигованных школьной информацией головах: к примеру, уже сейчас работу оператора в сберкассе с меньшими временными затратами выполнит сам клиент при помощи Интернет-банкинга. В недалеком будущем чиновничью рутинную работу будут куда быстрее и эффективнее выполнять компьютеры. И вот в мире, где механический труд — давно уже удел машин, на уроках труда дети шьют фартуки. Где логика? -- Как понять, противопоказан ли вам хоумскулинг? Ольга: Первый сценарий: семья перешла на семейное обучение ради упрощения жизни. В итоге ребенок позабыт-позаброшен: живого общения со сверстниками нет, целыми днями сидит дома с гаджетами в руках, ничего не изучает ни по индивидуальной программе, ни, тем более, сверх нее. Мать занята домашними делами, фрилансом, зависанием в соцсетях — не столь важно чем, важно, что на ребенка времени не находится. Отец работает и уверен, что его вклад в развитие отпрыска исчерпывается заработанными деньгами. В такой ситуации, когда родители не находят ни времени, ни желания заниматься ребенком, лучшим выходом будет вернуться в школу. Второй сценарий: родители верят в безусловную необходимость школьных предметов, но у них никак не получается убедить или заставить заниматься ребенка, уверенного в полной бесполезности этой затеи. И разумеется, не стоит ввязываться в трудоемкий и ответственный проект домашнего образования, если уровень образования мамы и папы недостаточен, и спектр их знаний не отличается широтой. Иначе спустя пару месяцев родителям придется признать свое педагогическое бессилие. А поскольку расписываться в собственной несостоятельности — дело неприятное, такие горе-педагоги со всей страстью начинают клеймить хоумскулинг. Теги: семейная психология, школьная образовательная программа, формы обучения по школьной программе, современная система обучения по удалённой схеме, новое в обучение - давно забытое старое, репетиторство, обучение на дому с гувернёром, самостоятельное домашнее обучение детей, программа хоумскулинг, Рерайтинг, Ещё раз про любовь, глава из книги, Родителям о детях, беседа с психологом О.Юрковской А нужны ли вообще ребенку запреты? 14 вещей, которые нельзя запрещать ребенку – рассматриваем альтернативы Безусловно, определенные рамки и границы ребенку нужны. Но постоянное «нельзя», которое чадо слышит от нас, уставших, нервных и вечно занятых — это формирование комплексов и зажатости, появление страхов и чувства вины, дефицит новых знаний и пр. То есть, запреты должны быть правильными! Чего нельзя запрещать ребенку категорически? ; Самостоятельно кушать. ; Помогать маме с папой. «Не трогай, уронишь!» или «Нельзя! Прольешь!», — кричит мама, а спустя время жалуется подружкам, что дитя совершенно ничего не желает делать. Не лишайте чадо возможности вам помочь. Помогая вам, он чувствует себя взрослым и нужным. Ничего страшного, если после уборки ребенка вам придется в 2 раза дольше отмывать кухню — зато он помог маме. Выделите для крохи детский набор для уборки — пусть взрослеет. Хочет отнести посуду в раковину — дайте ту, что не жалко разбить. Хочет помочь вам с сумками — дайте ему пакет с батоном. Не отказывайте малышу — все добрые привычки нужно прививать с «младых ногтей». ; Рисовать красками. Не отбирайте у крохи возможность самовыражения. Краски развивают творческое начало, мелкую моторику, фантазию, снимают стресс, успокаивают нервную систему, повышают самооценку и пр. Купите малышу нетоксичные краски, наденьте на него старую футболку (или фартучек), постелите на пол (на большой стол) клеенку и пусть малыш самовыражается «на всю катушку». Хочет рисовать на стенах? Прикрепите поверх обоев пару больших листов ватмана — пусть рисует. Можно даже отвести под эти шалости целую стену, чтобы было, где разгуляться. ; Раздеваться в доме. Малышам свойственно сбрасывать с себя лишнюю одежду, бегать босиком или даже голышом. Это вполне естественное желание. Не спешите кричать «немедленно оденься!» (если, конечно, у вас не голый бетон на полу). При обычной комнатной температуре малыш может совершенно безболезненно провести 15-20 минут босиком (это даже полезно). ; Выражать свои эмоции. То есть, прыгать/бегать, визжать и веселиться, кричать и пр. Одним словом, быть ребенком. Понятно, что в поликлинике или в гостях следует соблюдать правила приличия, но дома позволяйте малышу оставаться собой. Для него это способ выплеснуть энергию, сбросить стрессы, расслабиться. Как говорится, «не мешайте баянисту, он играет, как умеет». ; Лазать на улице по турникам или спортивным комплексам. Не нужно дергать малыша за рукав и с криками «не лезь, опасно» утаскивать его в песочницу. Да, опасно. Но на то и нужны родители, чтобы объяснить правила безопасности, показать, как спускаться/подниматься, подстраховать внизу, чтобы кроха не упал. Лучше ваше чадо сразу научится контролировать свое тело (в вашем присутствии), чем потом он без вас (и без опыта) залезет на турник. ; Играться с водой. Ну конечно, малыш устроит потоп. И намочится от макушки до пяток. Но зато сколько счастья будет в глазах, и какая эмоциональная разрядка для него! Не лишайте кроху такого удовольствия. Выделите для него зону, в пределах которой можно плескаться от души, брызгаться и пр. Выдайте разные емкости (лейки, кастрюльки, ложки, пластиковые стаканчики). ; Шлепать по лужам. Лужи — это настоящий источник счастья. Причем, для всех детей без исключения и даже для некоторых взрослых. Купите крохе яркие сапожки и отпустите в «свободное плавание». Положительные эмоции — залог психического здоровья. ; Трогать бьющиеся вещи. Каждый малыш отличается пытливостью ума. Ему просто обязательно нужно потрогать, рассмотреть, попробовать на вкус и пр. Не спешите отбирать из его рук подаренную вам чашку или статуэтку. Просто объясните, что эта вещь вам очень дорога, и с ней нужно обращаться осторожно — для игр она не предназначена, но подержать и рассмотреть очень даже можно. Если все-таки вещь разбилась — не кричите и не пугайте малыша. Скажите «к счастью!» и вместе с малышом соберите осколки (пусть он подержит совочек, пока вы будете их сметать). ; Иметь свое мнение. Мама — она, конечно, лучше знает, какая маечка подойдет к этим шортикам, как расставить игрушки, и в каком порядке кушать блюда с праздничного стола. Но ваш кроха — это уже полноценная личность. У него есть свои желания, мысли и мнение. Прислушивайтесь к малышу. «Я так сказала!» и «Потому что!» для ребенка совершенно не аргументы. Убедите его, что вы правы, или имейте смелость согласиться с его мнением. ; Играть с посудой. Опять же, все опасное и дорогое прячем повыше и поглубже, а лопатки, ложки, кастрюльки, контейнеры — это не просто посуда, а развивающие материалы для карапуза — пусть играет! Если вам не жалко круп, то и этого удовольствия лишать малыша не нужно, ведь так приятно пересыпать из кастрюльки в кастрюльку макароны с фасолью и гречкой. ; Спать со светом. Малыши, особенно, начиная с 3-4 лет, боятся спать в темноте. Это нормально: психологический «отрыв» от мамы нередко сопровождается ночными кошмарами. Не переусердствуйте, приучая ребенка ко сну в отдельной кроватке или комнате. Если кроха боится темноты — установите ночник. ; Не доедать. Не стоит пытать ребенка кашами и супами, которые он не хочет. Обед должен быть не мучением, а удовольствием. Только в этом случае он пойдет на пользу. А чтобы аппетит крохи был выше, устраивайте ему поменьше перекусов между приемами пищи, и строго соблюдайте режим питания. ; Фантазировать. Вы, как никто, знаете своего ребенка. Учитесь отличать «художественный вымысел» (фантазии) от явной и намеренной лжи. Выдумки — это игра и собственная вселенная малыша. Ложь — недопустимое явление и признак недоверия ребенка к вам. 11 вещей, которые нужно запрещать ребенку в любом случае При постоянном употреблении родителями частицы «не» или слова «нельзя» происходит привыкание ребенка к запретам. Автоматическое. То есть, со временем реакция на запреты станет совершенно другой — ребенок просто перестанет на них реагировать. Правда, есть и другие крайности. Например, когда мама настолько запугивает малыша своими «нельзя», что страх ребенка сделать что-то не так, превращается в фобию. Поэтому разумно разделять запреты на категорические (абсолютные), временные и зависящие от обстоятельств. Если вторые и третьи мамы определяют, исходя из ситуации, то абсолютные запреты можно выделить в определенный список. Итак, категорически нельзя… ; Бить других и драться. ; Обижать братьев наших меньших. Учите малыша помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца (пусть даже хомячка), свозите ребенка на экскурсию в конюшню и познакомьте с лошадками, посетите приют для животных и подайте крохе личный пример (урок милосердия). ; Брать чужие вещи. Эту аксиому ребенок должен впитать еще с пеленок. Присваивать чужие игрушки, лазить по родительским вещам или надкусывать конфеты в магазине — нельзя. Ругать не нужно — нужно объяснять, чем заканчиваются такие поступки (без прикрас, начистоту). Если не помогает, попросите кого-нибудь из знакомых сыграть роль полицейского. ; Не здороваться. Не отвечать на приветствие и не прощаться — невежливо. С пеленок учите кроху здороваться, говорить «спасибо и пожалуйста», извиняться. Безусловно, наиболее эффективный метод — личный пример. ; Убегать от мамы. Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя никуда и прежде чем отлучиться (до песочницы, например, или до соседнего прилавка в универсаме), нужно сказать об этом маме. ; Залезать на подоконники. Даже, если у вас стоят пластиковые окна и приняты все меры безопасности. Этот запрет категорический. ; Играть на проезжей части. Это правило малыш должен знать назубок. Идеальный вариант — изучить его в картинках и закрепить эффект полезными мультфильмами. Но и в этом случае вариант «погуляй, я из окошка пригляжу» — безответственный. По закону подлости мяч с детской площадки всегда улетает на дорогу, и уберечь ребенка можно просто не успеть. ; Бросать вещи с балкона. Неважно — игрушки это, шарики с водой, камни или что иное. Все, что создает опасность для окружающих людей — запрещено. Не говоря уже о том, что это просто некультурно. ; Пихать в розетки пальцы или предметы. Просто заглушек и маскировки МАЛО! Объясняйте ребенку, почему это опасно. ; Нарушать нормы морали. То есть, бросаться в других людей различными предметами, плеваться, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом, сквернословить и пр. ; Играть с огнем (спичками, зажигалками и пр.). Эту тему раскрыть малышу легко — сегодня масса полезных материалов на эту тему, разработанных специально для детей в виде мультфильмов. Запреты для детей – правила для родителей Чтобы запрет был ребенком усвоен и не встретил отпора, обиды, протеста, следует усвоить ряд правил запретов: • Не выбирайте осуждающий тон для запрета, не стыдите и не обвиняйте ребенка. Запрет — это граница, а не повод обвинить малыша, что он ее преступил. • Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Нужно объяснить — почему нельзя, чем опасно, какие могут быть последствия. Без мотивации запреты не действуют. Формулируйте запреты четко и ясно — без длинных лекций и чтения моралей. А еще лучше — через игру, чтобы материал лучше усвоился. • Обозначив границы, не нарушайте их (особенно, когда дело касается абсолютных запретов). Нельзя вчера и сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы болтаете с подружкой. «НЕТ» должно быть категоричным. • Ограничения не должны быть повсеместными. Минимум абсолютных ограничений — этого достаточно. В остальном ищите компромиссы и будьте хитрее. Не «прекрати капризничать, здесь люди, так нельзя!», а «Сынуля, пойдем, выберем подарок для папы — у него скоро день рождения» (игрушку для кошки, лопатку для сковороды и пр.). • Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша. Нельзя запретить ему прыгать и дурачиться, фантазировать, зарываться в песке по самые уши, шлепать по лужам, строить домики под столом, громко хохотать и пр. Потому что он — ребенок, и такие состояния для него — норма. • Заботясь о безопасности чада, не переусердствуйте. Лучше максимально обезопасить все пути передвижения малыша в квартире (заглушки, мягкие накладки на углы, убранные на самый верх опасные предметы и пр.), чем каждые 5 минут кричать «нельзя». • Запрет должен исходить не только от вас — от всей семьи. Если мама запретила, папа не должен разрешать. Согласовывайте свои требования между всеми членами семьи. • Чаще читайте крохе умные и полезные книжки. Смотрите специально созданные для расширения кругозора мультфильмы. Дефицита в них сегодня нет. Морализмы от мамы утомляют, а вот сюжет из мультика (книги), как «Вася играл со спичками» запомнится надолго. • Будьте примером своему малышу. Зачем говорить, что в обуви ходить по спальне нельзя, если вы сами позволяете себе заскочить (пусть даже «на цыпочках») в сапожках за сумочкой или ключами. • Предлагайте ребенку выбор. Это не только избавит вас от необходимости давить своим авторитетом, но и повысит самооценку малыша. Не хочет надевать пижаму? Предложите крохе выбор — зеленую или желтую пижаму. Не хочет купаться? Пусть он самостоятельно выберет игрушки, которые возьмет с собой в ванну. А еще помните: Вы — мама, а не диктатор. Прежде чем сказать «нельзя», задумайтесь — а вдруг все-таки можно? Автор БЕСЕДОВАЛА С Натали Критской. © Copyright: Астахова Светлана, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|