Поэзия в прозе"...Прозаическая речь, ставшая материалом для построения стиха, не остается просто прозой в стиховом облачении. Даже предельно прозаические пушкинские строки действенны не тем, что они - проза, а тем , что содержат явное и потому радующее читателя противоречие между обыкновенностью словаря и необычайностью музыкально-ритмического звучания четырехстопного ямба: "В последних числах сентября Подумав, что первые строки приведенной строфы из пушкинского "Графа Нулина"(1825) обыкновенная "презренная проза", мы жестоко ошибемся. Это проза, однако не обыкеновенная; главное ее свойство в следующем: ей любо красоваться тем, что она проза. Слова, входящие в эти фразы, заключенные в эти строки, значат далеко не только то, что им свойственно значить в ином, нестиховом окружении. Вот скажем так: "В последни е дни сентября в деревне очень скучно: грязно, дует пронизывающий осенний ветер, сыплется мелкий снег да волки воют..." Почти все слова, казалось бы, те же, но и совсем другие: они стали нейтральными, незаметными, они несут лишь смысловую информацию. Е.Эткинд, которому принадлежит этот анализ, таким образом говорил о поэзии в прозе. © Copyright: Светлана Демченко, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|