благослови прославляющего жизнь...

Светлая Ночка: литературный дневник

<...> Толь­ко вы­шел у ме­ня сверхъ­ес­тес­твен­ный слу­чай.
В мае, вес­ной, шел я по бе­регу Мос­ква-ре­ки за Мос­кву, к Си­моно­ву мо­нас­ты­рю. Взял с со­бой крас­ки, поп­ро­сил у бра­та Се­режи две кис­ти и ку­сок ват­ман­ской бу­маги и сел ри­совать у ре­ки бар­ки, а вда­ли – Си­монов мо­нас­тырь. Он та­кой крас­но­ватый. Бе­лые об­ла­ка клу­бились в не­бе. Вес­на, бла­годать. Си­жу и ри­сую, рас­кра­шиваю.
По­дошел ка­кой-то не­моло­дой че­ловек, се­дой, вро­де как из куп­цов, и смот­рит, что я ри­сую. А по­том го­ворит мне:
– А сколь­ко сто­ит эта ва­ша кар­ти­на?
Я от­ве­тил:
– Не знаю.
– Хо­тите пять руб­лей?
Я ду­маю: «Что он, с ума со­шел» – и го­ворю ему:
– Хо­рошо. Толь­ко… это до­рого очень, не сто­ит… А он дос­тал бу­маж­ник, вы­нул и да­ет мне бу­маж­ку – пять руб­лей.
– Толь­ко, про­шу вас, сде­лай­те крес­ты на ку­полах мо­нас­ты­ря, а то без крес­тов не­хоро­шо.
Я на­рисо­вал крес­ты.
– Ну, про­щай­те. Бла­года­рю вас.
Он кар­тинку взял, бла­гос­ло­вил ме­ня ру­кой и так прис­таль­но пос­мотрел мне в гла­за. Тут я по­думал, что это, дол­жно быть, свя­щен­ник: у не­го пу­гов­ки у во­рота бы­ли зас­тегну­ты, как у мо­наха.
Пять руб­лей я по­ложил в кар­ман. Нем­но­го про­шел, сел на бе­регу Мос­ква-ре­ки, дос­тал опять их и смот­рю – пять руб­лей. Я опять спря­тал, бо­ял­ся – по­теряю! По­шел к Мос­кве и опять сел и пос­мотрел – пять руб­лей.


На уг­лу Пре­чис­тен­ской в Мос­кве – бу­лоч­ная Фи­лип­по­ва, кон­ди­тер­ская. За­шел ту­да: пи­рож­ные, кон­фе­ты. Пи­рож­ные – пя­тачок па­ра. Я ку­пил три па­ры и ел, все съ­ел. Даю пять руб­лей, мне да­ют сда­чи. Кон­фе­ты ле­жат… шо­колад­ки, та­кие ма­лень­кие ле­пешеч­ки, как пу­гови­цы. По­купаю фунт и не­су до­мой. Все щу­паю в кар­ма­не день­ги: це­лы ли. А по­том от­кры­ваю ко­роб­ку с шо­кола­дом и ем по­нем­ножку. Иду – ви­жу ма­газин, там ма­терии, плат­ки. Ду­маю: куп­лю пла­ток ня­не Та­не. За­шел, ку­пил пла­ток – ро­зовый, с зе­лены­ми листь­ями и го­лубы­ми цве­тами. Шесть гри­вен от­дал – до­рого.


Иду – опять ма­газин, рыб­ный. Ви­сят ба­лыки, ик­ра в бан­ках. За­шел. Спра­шиваю ик­ру. Ду­маю: куп­лю ма­тери и бра­ту Се­реже. Го­ворю – фунт. За­вер­ну­ли ик­ру. До­рого: рубль с чем-то. За­думал­ся: от­дать на­зад – не­лов­ко. От­дал день­ги.
Иду и вдруг ви­жу – ру­жей­ный ма­газин. Дол­го смот­рю в ок­но. За­шел. Ко­роб­ка пис­то­нов, дробь трех но­меров и брон­зо­вая пис­тонни­ца ма­лень­кая, до то­го хо­роша! Прис­по­соб­ле­на так – по­да­ет по од­но­му пис­то­ну. Са­ма по­да­ет. Ку­пил. До­рого. Ви­жу, у ме­ня де­нег ос­та­лось рубль с чем-то. Что я на­делал! На эти пять руб­лей ку­да бы я по­ехал. А те­перь…


При­шел до­мой. Мать уди­вилась и брат Се­режа то­же. Ка­кой это че­ловек дал мне пять руб­лей? Стран­но!.. Ри­совать я не умею, а прос­то так, да еще бла­гос­ло­вил… Стран­ный че­ловек.
А ког­да приш­ла ня­ня Та­ня, я тор­жес­твен­но от­даю ей пла­ток. Мне так нра­вит­ся. Ня­ня Та­ня сме­ет­ся и го­ворит мне:
– Кос­тя, я ведь ста­руха, как я та­кой пла­ток на­дену, зас­ме­ют ме­ня. Это де­вичий ведь пла­ток, что ты.
А я ду­маю про се­бя: ня­ня Та­ня то­же де­вица, все го­ворят про нее, что де­вица она. Я ей и ска­зал:
– Та­ня, ты же де­вица.

– Да, – от­ве­тила Та­ня, – прав­да, ста­рая толь­ко. Нель­зя пла­ток мне та­кой. Я вот хо­чу в чер­ное се­бя всю одеть и при­нять пос­лу­шание.
И ня­ня Та­ня зап­ла­кала, по­ложи­ла пла­ток на стул и быс­тро выш­ла из ком­на­ты.


Ночью я ду­мал: что это за че­ловек дал мне за ри­сунок мой пять руб­лей, и не жал­ко ему бы­ло?.. Ка­кой осо­бен­ный че­ловек! По­том счел день­ги, ос­татки. Ви­жу – ма­ло ос­та­лось: рубль де­сять ко­пе­ек. И за­чем я ис­тра­тил так мно­го?
Встал и пос­мотрел пис­тонни­цу, дробь, опять спря­тал в стол. В уг­лу ико­на и зе­леная лам­падка го­рит. Я лег в пос­тель и смот­рел на ико­ну и ду­мал: «Спа­сибо те­бе, че­ловек, что дал мне пять руб­лей…» Го­ворю: «Ма­терь Бо­жия, пош­ли ему доб­рое. Я ку­пил се­бе пис­тонни­цу, дробь, толь­ко вот пла­ток доб­рой ня­не не та­кой – что де­лать!»


***


По­шел я осенью к Бабь­его­род­ской пло­тине, с удоч­кой, на Мос­ква-ре­ку – ло­вить пес­ка­рей. Иду по бе­регу, вы­бираю мес­то. На­шел сре­ди кус­ти­ков и за­киды­ваю удоч­ку. Смот­рю на поп­ла­вок – не бе­рет. Я по­шел даль­ше по бе­регу. Ви­жу вда­ли Си­монов мо­нас­тырь, то мес­то, где я ри­совал крас­ка­ми. Сел на бе­реж­ку у ре­ки и за­кинул удоч­ку. Пой­мал оку­ня. Толь­ко хо­тел взять из бан­ки чер­вя­ка, ви­жу – тот че­ловек под­хо­дит ко мне и уз­нал ме­ня, и гла­за у не­го сме­ют­ся.
– Здравс­твуй­те, – го­ворит он мне.
– Здравс­твуй­те…
Я смот­рю на не­го и спра­шиваю:
– Ска­жите мне, кто вы та­кой?
– Я-то, – от­ве­тил он, – а за­чем вам знать?
– Да так, у нас все до­ма удив­ля­ют­ся – мать и брат, что вы да­ли мне пять руб­лей за мой ри­сунок. Он не сто­ит та­ких де­нег.
– Ну, нет. Зна­ете ли, он так всем нра­вит­ся. Я сде­лал к не­му рам­ку, очень хо­рошо выш­ло. Все удив­ля­ют­ся, что я так де­шево ку­пил. Я очень рад, что встре­тил вас опять. Я счи­таю, что я вам дол­жен еще пять руб­лей. Вот, – ска­зал он, и по­лез в кар­ман, и по­да­ет мне опять пять руб­лей.
– Ска­жите, по­жалуй­ста, кто же вы та­кой, – спро­сил я, – вы свя­щен­ник? Я не хо­чу брать у вас еще де­нег, мне со­вес­тно…
– Бе­рите, – ска­зал он, сме­ясь, – я не свя­щен­ник, а сов­сем на­обо­рот, я вот тут с краю Мос­квы, – по­казал он ру­кой, – ка­бак дер­жал, а те­перь стар, жи­ву на по­кое. У ме­ня два сы­на, вот пос­тарше вас. Один учит­ся – ар­хи­тек­тор бу­дет, так вот он то­же ри­су­ет. Го­ворил мне, что кар­тинка ва­ша хо­роша. Вот что, маль­чик, – ска­зал он мне, – де­ло ва­ше пра­виль­ное, да­ет ра­дость чис­тую… Же­лаю вам учить­ся с при­лежа­ни­ем. Ска­жите мне ваш ад­рес, где вы жи­вете.
Я дал ад­рес и поб­ла­года­рил его.


Ког­да я был в Шко­ле жи­вопи­си в Мос­кве и на эк­за­мене за свои лет­ние ра­боты-этю­ды по­лучил бла­годар­ность от пре­пода­вате­лей и в наг­ра­ду крас­ки, то ка­кой-то уче­ник стар­ше­го про­ек­тно­го клас­са ар­хи­тек­ту­ры по­дошел ко мне и ска­зал:
– У от­ца мо­его есть ваш наб­ро­сок «Си­монов мо­нас­тырь».
– Как, – уди­вил­ся я, – это ваш отец?
– Да. Но он умер… – ска­зал мне ар­хи­тек­тор. – Он мне ве­лел съ­ез­дить к вам, что­бы ку­пить кар­ти­ну. Я ез­дил, но мне ска­зали, что вы у­еха­ли из Мос­квы. Так вот что, – ска­зал мне ар­хи­тек­тор, – отец ве­лел ку­пить у вас кар­ти­ну по­боль­ше, за пять­де­сят руб­лей. Мо­жет быть, вы сог­ла­ситесь от­дать мне этюд из этих, – по­казал он на мои ра­боты.
И он выб­рал у ме­ня этюд.
– Кто же был ваш отец? – спро­сил я. – Он мне ска­зал, что он ка­бат­чик.
– Не сов­сем, – ска­зал, сме­ясь, сын-ар­хи­тек­тор, – он слу­жил по ак­ци­зу, чи­нов­ник был, в шут­ку на­зывал се­бя ка­бат­чи­ком.
– А я ду­мал, что он свя­щен­ник. Зна­ете, он бла­гос­ло­вил ме­ня.
– Да, ви­дите что, мать схо­роне­на на клад­би­ще в Си­моно­ве, он ту­да каж­дый день хо­дил к ней на мо­гилу по бе­регу ре­ки. Вот и встре­тил вас. Мать моя, уми­рая, ска­зала от­цу: бла­гос­ло­ви прос­лавля­юще­го жизнь. Вот он так и чу­дил иног­да. Он был ве­селый…


(Отрывок из рассказа Константина Коровина "Меценат")




Другие статьи в литературном дневнике: