Что такое дольник* * Девушка пела в молитвенном хоре Это чистый четырехстопный дактиль: +— +— +— +- А что случится, если мы сделаем один из безударных интервалов этой строки короче на один слог? Девушка пела в церковном хоре (Блок, 1905): +— +— +- +- На схеме видно, что третий интервал укорочен. Можно попробовать укоротить еще один из безударных интервалов, вот что получится: Дева пела в церковном хоре +- +— +- +- Укорочены оказались первый и третий интервалы. Упомянутое стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре» написано так называемым четырехиктным дольником на трехсложной основе. Четырехиктным он называется потому, что в каждой строке есть четыре икта, сильных места, на которые, как правило, приходятся ударения. Почему «на трехсложной основе»? Мой первый пример, сделанный на основе строки Блока – дактиль, трехсложник. Дольник блоковского стихотворения воспринимается как метр, образованный на основе трехсложника и немного отклоняющийся от него, я же для ясности воспроизвел этот путь в обратном порядке. Наиболее известны дольники трехиктные – это самый типичный размер данной группы метров. Целиком трехиктным дольником написана «Поэма без героя» Ахматовой: Мой редактор был недоволен, Вот схема этих строк: --+ -+ —+ - Второй безударный интервал всех строк укорочен на один слог. Вторая строка начинается сверхсхемным ударением: оно стоит не на сильном месте, а в начале первого слабого интервала. Легко увидеть, что данный дольник близок к анапесту. Попробуем переписать анапестом эти строки, «заполнив» укороченные интервалы: Мой редактор опять недоволен: Как видите, вот чистый анапест. На основе анапеста и построен дольник Ахматовой. При внимательном чтении «Поэмы без героя» обнаруживается еще одна интересная особенность: среди преобладающих «дольниковых» строк встречаются отдельные строки «чистого» анапеста: И, царицей Авдотьей заклятый, --+ —+ —+ - Первая строка примера – анапест, вторая – дольник, в котором укорочен второй интервал, третья – дольник с укороченным третьим интервалом и сверхсхемным ударением в начале первого интервала. Таким образом, в дольнике допустимо укорочение разных интервалов в пределах разных строк, использование строк без укороченных интервалов (соответствующих силлабо-тоническим трехсложникам) и использование сверхсхемных ударений на слабых интервалах. Этим обеспечивается высокое ритмическое разнообразие и гибкость дольника, в силу чего данные метры стали в русской поэзии много популярнее родственных им логаэдов (неодинаковых стоп). Иногда встречаются и дольники на двухсложной основе – производные от силлабо-тонических двухсложников, хорея и ямба. Представьте себе, что в строчках хорея некоторые безударные интервалы будут увеличены с одного слога до двух. Получится следующее: В мягко вздрагивающем лифте Схема этой строфы следующая:
Увеличенные до двух безударных слогов интервалы: второй в первой и седьмой строках, четвертый во второй, третьей, пятой и седьмой. Кроме этого, часть хореических стоп заменена пиррихиями: первая во второй и седьмой строках, третья в первой, второй, четвертой, седьмой и восьмой строках. В результате ритм стихотворения становится особенно зыбким, гибко-плавным, напоминающим волнистую нежность архитектурного стиля «модерн», распространенного в то время. В русской поэзии преобладающими являются дольники на трехсложной основе, особенно трехиктные. Удивительное ритмическое разнообразие их знакомо всем почитателям поэзии Серебряного века и 20-х годов. Дольники используются и ныне, но, увы, значительно реже, чем сто лет назад. Жаль, потому что их применение могло бы существенно обогатить возможности авторов. © Copyright: Антиквар, 2007 © Copyright: Николай Сыромятников, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|