Лиля и Маяковский

Таисий Черный: литературный дневник

Признаться, я думал поначалу, что это выльется в интересную тему, но чем больше я углублялся в биографию Л.Брик, тем очевиднее мне становилось, что копать тут, собственно и нечего. Ну, да, есть женщины, способные свести с ума многих, примеров тому сколько угодно. Это даже не таллант, это гений. Злой, разумеется. И как всякий гений, он неизъясним. С этого и начиналась моя астрологическая "карьера". Я пытался найти "астрологический ген" гениальности. Но об этом не тепрь, после, если будет интересно. Так вот, читая все дальше и дальше, становилось понятно, что и Лиля и ее сетсра Эльза были попросту сотрудниками ГБ. Причем очень активно. Доказательств по этому поводу хватит на десятерых. Но, я не думаю пока что, что гибель Маяковского как-то было с этим связана. Лили была похотлива, порой до безобразия, а Маяковский был, судя по отзывам настоящий "жеребец". Вот она и пыталась усидеть на двух стульях. Собственно, единственное, что я еще хочу понять, насколько серьезно он входил в ее планы? Вот это штрих, я пожалуй выясню...
Собственно говоря, сегодня день рождения В.Маяковского, гениального русского поэта, без которого не было бы шестидесятничества.
Этот разговор произошел летом 1918 года на даче Бриков в Левашове. Эльза Каган наведалась туда проститься со старшей сестрой перед отъездом в Европу. В саду она обнаружила Осипа Брика, его жену Лилю и Владимира Маяковского, сидевшего у ее ног - тихого, счастливого, совсем не похожего на себя.
"Да, мы теперь решили навсегда поселиться втроем", - деловито подтвердил Осип Брик. Бедная Эльза решила, что все происходящее - очередной футуристический эпатаж. Однако сильнее недоумения было острое чувство горечи: она все еще любила этого долговязого трубогласного Маяковского.
...Именно Эльза три года назад притащила его, своего давнего ухажера, в петроградскую квартиру Бриков. Маяковский только что закончил поэму "Облако в штанах" и, готовый читать свои произведения когда угодно и где угодно, самоуверенно расположившись в проеме двери, раскрыл тетрадь... "Мы подняли головы, - вспоминала Лиля Юрьевна, - и до конца вечера не спускали глаз с невиданного чуда". Эльза торжествовала: ее друга приняли всерьез! Жаль, она не обратила внимания, какими глазами Маяковский смотрел на хозяйку дома. Дальше произошло нечто совсем уж странное. Закончив чтение, Маяковский, словно сомнамбула, приблизился к Лиле и, раскрыв на первой странице тетрадь с текстом, спросил: "Можно я посвящу это вам?" Под перекрестными взглядами сестер - восхищенным Лилиным и недоуменно-отчаянным Эльзиным - он вывел над заглавием поэмы: "Лиле Юрьевне Брик". В тот же день Маяковский восторженно выкрикивал своему другу Корнею Чуковскому, что встретил ту самую, неповторимую, единственную....
"Эльзочка, - сказала Лиля сестре, - не делай такие страшные глаза. Просто я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен".
=====


Нет, что-то тут не так. Зачем-то он ей был все-таки нужен. ЗАЧЕМ?


Всстановление времени рождения я сделал, скорее интуитивно, чем по датам. Прокрутил несколько вариантов, в одном из них узнал "нечто похожее", и на этом все. Дело в том, что в этой задаче слишком много неизвестных, а пока я во всем этом копался, растерял прежний пыл. Это карта принадлежит личности эгоистичной и гиперсексуальной. Чего ж более?
Официальный год рождения Маяковского 1893, но сам говорил, что вроде бы родился в 1894... В его карте я не увидел "гениального поэта", если честно... Вернее, по этой карте, я бы не смог сказать, что передо мно великий поэт. Либо его гений неизъясним настолько... и проявился каким-тос транным образом случайно, либо... А вот совмещенная карта этой пары:


Если предположить, что все даты верны, что я правильно угадал время и т.д., еще 1000 всяких "если", то я бы сказал, что Маяковский лишь тешил ее самолюбие, и вмеру раздражал... Она, возможно, видела в нем некую деловую возможность для себя. (Седьмой дом перегружен его планетами). Впрочем, это видно и из биографий. Звал в Москву "для любви" - не ехала. Только написал сценарий для фильма с ее участием ("Барышня и хулиган"), тотчас, буквально на следующий день и прикатила... В общем, я заканчиваю. И один гений неизъясним, а два (и, как минимум, один - злой), в одной упаковке, и вовсе невообразимо... Закончу его последним стихотворением, которое он завещал передать Брикам:


Как говорят - "инцидент испорчен",
любовная лодка разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
И не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.


Счастливо оставаться...



Другие статьи в литературном дневнике: