Парадокс Бродского
Я никогда его не любил. Более того, я никогда не понимал восхищения окружающих по его поводу. Нет, есть писатели, которых я не люблю, например Чехов или Толстой, но при этом я понимаю, что это - великие писатели, и что у меня с ними просто какое-то несовпадение темпераментов, что ли... Тоже, например и с Б.Пастернаком. С Бродским все гораздо более старнно. Я его вообще не считаю ни поэтом ни писателем. Знакомство в прозой я закончил тотчас, как только прочел первую, наугад открытую повесть - совешенно коннъюнктурную - о тяжкой доле еврея в СССР. Не спорю, это, быть может для кого-то и тема, но я считаю, что это достойно тусовок, никак не литературы.
Я вообще не мог понять: как нечто лишенное шарма, каким обладают ритм и рифма, все в один голос называют поэзией?
Вспоминаю навскидку, просто по ассоциации, что сегодня Рождество...
...
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти:
мело, как только в пустыне может зимой мести.
...
Я также не понимал как отнести к поэзии явно непоэтиченские отступления, без которых, вдобавок можно было бы спокойно обойтись без ущерба смыслу:
...
Этот ливень переждать с тобой, гетера,
я согласен, но давай-ка без торговли:
брать сестерций с покрывающего тела
все равно, что дранку требовать у кровли.
Протекаю, говоришь? Но где же лужа?
Чтобы лужу оставлял я, не бывало.
Вот найдешь себе какого-нибудь мужа,
он и будет протекать на покрывало.
....
Я уж не говорю о неправильном употреблении слов: на основе дранки делают стены, а не кровлю, а Младенец родился в хлеву, а не в пещере. А такие "вольности для рифмы" повсюду.
Я знаю, что большинство читателей его любит... Кое кто вспоминает про Нобелевскую премию... То же мне - довод! Нобелевская премия по литературе - это большая политика. Если Нобелевскую премию мира дали Арафату, то чего уж тут дальше толковать? Вполне вероятно, что теже механизмы движут нобелевский комитет и в области выдачи премий про литературе.
В общем, не люблю я его и считаю просто счастливчиком, как это ни парадоксально. И не будь Советская власть дурой, не посади его в свое время - я почти уверен, что никто бы о нем сегодня и не вспомнил.
Другие статьи в литературном дневнике: