О битых щеках, любви к врагам и двух холодильниках

Таисий Черный: литературный дневник

Кто-то сказал, что неофит всегда круче даже Папы Римского. Когда надо меряться крутизной по части невидимых категорий, соревнование становится забавным. Как продемонстрировать, например, что я более духовный человек, чем кто-то другой? Нет, это понятно, что у духовного человека таких вопросов вообще не возникает, но все-таки! Если, например, вы сидите на каком-нибудь пособии от какой-то религиозной общины, как бывает сплошь и рядом в Израиле? Ну, в этом случае надо обвешаться разными внешними атрибутами: повесить на себя крест, размером близким тому, на котором был распят Христос, или отрастить пейсы до пояса или еще что-то в таком же ключе. Например, у евреев существует культ разделения всей еды на "молочную", "мясную" и нейтральную. И по этому поводу в нормальной еврейской семье существует два комплекта посуды - для молчных и мясных блюд соответсвенно. А в ненормальной, пытающейся доказать свою "религиозную крутизну" бывает также и по два холодильника - для того же деления. Но это все присказка...
Одним из главных доводов против христианства является довольно странная цитата из Нагорной проповеди:


"А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"
От Матфея 5:39


Все разъяснения по этому поводу меня не удовлетворили. И мне более всего было странно, что эта фраза, как и вообще Нагорная проповедь есть только у Матфея! А Матфей был одним из двух евангелистов, кто видел Христа, и это важно. Если бы это написал Лука, а тем паче - Павел (он не евангелист, но автор многих писаний), я бы и голову не ломал. Короче говоря - тупик. И тогда я решил пойти на экстравагантный шаг. Я решил попробовать помедитировать на месте Нагорной проповеди. Это недалеко от Кфар Наум (Капернаум), что на Галилейском море. Разумеется, найти точное место не представляется возможным, но я нашел просто место, которое мне понравилось. Думаю, кстати, что там все и было, уж больно оно было необычное по своей силе.
Сидел я часа два, а после, уже к вечеру, как это обычно и бывает, ответ развернулся в нечто понятное. Там было три тезиса:
- Изначально фраза звучала как "Если тебя ударили по правой щеке, то чему удивляться, если ударят и по другой?" То есть смысл такой, что ты сам виноват в том, что довел истуацию до критической. И вместо того, чтобы отвечать злом на зло, лучше подумай, что к этому привело и более этого не делай.
Но потом эта фраза была искажена греком-переписчиком, который как и все ранние христиане был неистовым фанатиком и посчитал за благо сделать текст "чуть покруче". Это, в общем-то обычный эффект, как в примере с двумя холодильниками, когда человек пытается демонстрировать свою приверженность. Надо сказать, что таких неясных мест в евангелиях немало в общем-то, и одно из них тесно смыкается с тезисом "о щеках". А именно - идея любви к врагам. Сколько я слышал всяких доводов, типа того, что как можно любить Гитлера, Сталина, убийц и насильников? Ну, разумеется, никак, в личном смысле. Но ведь речь идет совсем о другом. Во-первых, любовь, о которой говорил Христос - это не мое личное чувство по отношению к конкретному объекту. Любовь личная - это больше даже страсть, чем любовь. Изначально же речь шла о любви как о спокойствии и всевиденьи духа. То есть, мудрому рано или поздно открываются глаза и он понимает свою стезю. А раз понимает, то следует ей. Повороты же на стезе как правило "обеспечиваются" врагами, и мудрость духа в том, что бы увидеть в них семафоры судьбы. Например, в темном лесу, стукнувшись лбом о дерево, мы ведь не деремся с ним! Мы понимаем, что дорога изогнулась, и просто поворачиваем, почесывая шишку. И слава богу, что дерево встертилось теперь, и мы свернули вовремя, а не заблудились! И не надо никого прощать, нужно вообше не обижаться, как невозможно обижаться на дерево в темном лесу.
Но... дело в том, что это лишь мое мнение.



Другие статьи в литературном дневнике: