мысли об одиночестве

Таисий Черный: литературный дневник

Несколько раз за последнее время стал постоянно натыкаться на сообщения похожего содержания. В каком-то смысле, это даже крик, - сказал бы я, - а потом, подумав, добавил бы – «истерический». Суть – проще пареной репы «У меня нет друзей, меня никто не любит, пойду-ка я удавлюся на первом суку». Чаще это пишут, конечно, девушки, в преддверии весны, но не надо думать, у мужской половины в этой связи все замечательно. Это - безумно интересная и очень сложная тема, и я все пытался ее поднять, да как-то руки не доходили. Ну, попробую теперь.
Первое, о чем, надо сказать непременно, это то, что в сознании человека существует либо «проблема», либо «ситуация». То есть, другими словами, «проблема» - это ситуация, которая именно ОЦЕНИВАЕТСЯ как некая непреодолимая сложность, препятствие. И, таким образом, например, задача психоанализа, найти способ как перевести проблему в разряд ситуаций. В нашем случае, я рассматриваю лишь случаи, когда одиночество – это именно проблема. Нам известно множество случаев, когда человек живет один и при этом не испытывает никого дискомфорта. Или даже напротив – человек ищет одиночества, в котором бы ему никто не мешал заниматься тем, что его интересует.
ТО есть, я хочу сказать, что ощущение дискомфорта от одиночества, это, скорее всего, ненормально, и в хорошем случае требует психотерапевтической поддержки. Я также не рассматриваю здесь случаи посттравматические, случаи специфических психозов и прочие патологические или же пограничные состояния. Любая болезнь – это не предмет для разглагольствований. Я рассматриваю лишь случаи, которые продуцируются нормальными в медицинском смысле людьми.
Итак, причины жалоб на одиночество. Их я нашел пока что шесть. Вообще-то в этом есть своя мистика. Шесть – в моей нумерологической системе – это «проявление человеческого», то есть – страсти. Но, это – после. А теперь разберем эти причины одну за другой:

1. Комфорт в депрессии
«Что за бред!» - воскликнет любознательный читатель и будет по-своему прав, ибо «депрессия» - это тяжелая, серьезная болезнь, которая характеризуется вполне конкретными симптомами и практически, как и все, связанное с психикой – не лечится. Главная проблема депрессии в том, что человек действительно не способен ни к какой деятельности, включая и «жизнедеятельность», т.е у него нет аппетита, понижается метаболизм, может снижаться давление и т.д. Почти всегда депрессия сопровождается навязчивыми мыслями о смерти, желанием смерти, и часто, если не оказать помощь, такой человек действительно кончает с собой.
Из всего прочитанного, я также понял, и теперь все же более склонен считать, что депрессия – это, скорее, комплекс симптомов, которые чаще наблюдаются на фоне более широких патологий вроде МДП, циклотимии и т.п. Так как же может быть при этом комфортно? Никак. Просто, это стало модным словом, почти богемным, и под депрессией зачастую понимается не болезненная «неспособность», а «нежелание» что–либо делать, плохое настроение и т.п. То есть, зачастую, это ширма, за которой скрывается обычная лень. Люди такого рода ленятся что-либо сделать даже для себя. Но почему все-таки принимается такая поза? Это – довольно просто объяснимо я думаю: жалость к самому себе – одно из самых сладких занятий. Но этого бывает недостаточно.
Кто-нибудь задавал себе вопрос, почему в тюрьме или в армии, доведенные до ручки, измордованные психологически, люди режут себе вены? Если они хотят умереть, то почему не покончить все разом, например, повешенье дало бы в этом деле быстрое и стопроцентно решение. Да в том-то и дело, что умирать они не хотят. Они хотят, чтобы их нашли, откачали и пожалели. Причем, они прекрасно знают, что откачать-то их, быть может, и откачают, но жалеть-то уж точно не будет никто. Но таков психологический штамп. И это происходит постоянно. И не только там, где я отметил, но и в повседневной жизни. Люди очень хотят жалости к себе. Не думаю, что стоит в этом потакать. Скорее, нужно найти какое-то занятие, которое было бы им интересно.
2. Важность оценки со стороны
Как –то, в одном из ментальных экспериментов, я обнаружил нечто, показавшееся мне важным. Я пытался понять, кто способен стать затворником? Понятно, что это очень непросто, в каком-то смысле, даже экзотично. Ну да, это должна быть цельная личность, одержимая идеей или, если речь идет о монашеском затворе – верой. И этого достаточно? НИ коим образом. Думаю, что даже самый одержимый своей идеей вернет все на круги своя уже через месяц-другой. Почему?
Есть такой афоризм: «Что это за счастье, если его не с кем разделить!» Что это значит? Как правило, это значит, что один прямо или косвенно хвалит другого по поводу того, что все так хорошо сложилось, и не в последнюю очередь, благодаря его – другого – заслугам, терпению, умению и т.п. И это почти всегда взаимно. Это – прекрасно, говорю без иронии, ибо такой союз действительно очень жизнеспособен. Ну, а как быть затворнику? Кому сказать о своей радости прозрения? С кем поделиться открытиями? Ни с кем. Это его и отличает. У затворника – НЕТ ПОТРЕБНОСТИ «делиться», или, другими словами, ему НЕ ВАЖНА ОЦЕНКА «со стороны». Он – самодостаточен. Только такой человек и может быть затворником. Но, вернемся к людям грешным. Почему в их связи я вдруг заговорил о «затворе»? Да потому что «дискомфорт одиночества» - это часто просто желание получить «по заслугам». Желание оценки окружающих. Это так естественно, я уверен, что это забито даже в обойму наших базовых потребностей, чего бы там Маслоу ни говорил. Следовательно, если предположить, что человек научится жить, избавившись от желаний чужих оценок, то большая часть проблемы просто отпадет сама собой.
3. Жажда новизны
Пожалуй, самым примитивным проявлением некоторых Воздушных и Огненных типов, является «жажда новизны», стремление заменить «качество» «количеством».
К сожалению, «новизна» подобна героину, ибо требует все больших и больших доз. Когда же «количество» подходит к физическому пределу, когда человеку для тусовок нужна уже большая часть суток – наступает неизбежное разрушение, усталость от себя, которая сопровождается ощущениями «брошенности», «никчемности». Весь окружающий мир виноват во всех смертных грехах, в нем «нет ничего хорошего», он видится черным, холодным, с тучами, из которых сеется черный, холодный унылый дождь. В сущности – это обычная ломка, причина которой в недопоставках эндорфина, связанного с прежними удовольствиями. Здесь как раз стоит вспомнить, что любая зависимость пагубна, и не приводит ни к чему, кроме как полному или частичному разрушению. НО что делать? Я не думаю, что здесь возможна какая-то профилактика. Попробуйте объясните заядлому тусовщику, что его ждет через несколько лет. Ну, де факто – да вам достанется слушать о том, как несправедлив, гнусен и подл этот мир…
4. «Чтобы все, как у всех, но чтобы при этом не так, как они»
В каком-то смысле, это тоже желание оценки окружающих, но и не только. Думаю, это одно из самых базовых проявлений Сенсорных Экстравертов (соционические Жуков, Наполеон). Это оценка себя, через некий набор предметов и состояний, «определяющих общественно-успешного индивида» (ОУИ). У ОУИ – обязательно должны быть семья, друзья, приятели, связи и т.п. Если этого нет, то человек престает себя уважать, занимается самоуничижением. При этом он, как правило, не желает понимать, что тот или иной «набор артефактов» может не совпадать с его системой ценностей. Ну, например, о каких друзьях для меня могла идти речь, пока я был в армии? Но я прекрасно понимал, что дело тут не во мне. Дело тут в том, что я – инопланетянин, наблюдатель в абсолютно чуждом мне мире, и не более того. Но я – интуитивный интроверт, и потому я это понимал. НО не все люди одинаковы, как мы уже знаем.
Я наблюдал неоднократно, когда вполне успешная женщина изо всех сил пыталась вцепиться в какое-то ничтожество, лишь с одной целью – быть замужем более престижно. Так я понял, во всяком случае, ибо ни о какой любви там речь не шла, и идти не могла в принципе. Другими словами, если бы ей удалось преодолеть в своем сознании этот общественный стереотип, ей бы стало намного легче, ибо то, что она затевала, могло принести (и принесло) одни лишь проблемы.
5. Любите меня какой я есть, ибо хорошей меня и принц полюбит.
Это – увы нередкая поза, которая опять же более свойственна людям недалеким. Но, в отличие от всех предыдущих типов, здесь есть одно коренное отличие. Этот тип, в сущности, хочет найти не друзей, не любовь, и даже не объект, который бы его хвалил. Этот тип ищет «варианты». Он(а) ищет то, к чему можно присосаться и далее уже паразитировать по полной. Это может касаться чего угодно, от «брачного бизнеса», когда партнер(ша) скачет от одного объекта к другому, нигде не задерживаясь более полугода, и попутно переполовинивая имущество попавшейся на крючок жертвы, до обычного «хронофага». Хронофаги – это те, кто попросту жрет чужое время. Это те, кто не спрашивая, занят ты или нет, могут часами нагружать тебя по телефону своими проблемами и «наблюдениями». Это, те, кто может прийти в гости без предупреждений, и, будучи в полной уверенности, что ты просто спишь и видишь как бы окунуться в его интеллектуальные бездны. Когда же ты им отказываешь в чем-то или говоришь, что занят, это расценивается как вызов, они потом долго ходят по городу и рассказывают о том, как им плюнули в душу, и о том, как они, в сущности, одиноки.
6. Жажда чуда, или решите за меня мои проблемы
Возможно, это частный случай, некоторых случаев, описанных прежде, но, все-таки в нем есть свои нюансы. В отличие, например, от предыдущего типа, этот – слишком пассивен, если не сказать – «ленив». В общем-то, эти люди бывают и неплохими приятелями, но если вас окружают только такие люди, то лучше надеяться ТОЛЬКО на себя. Они необязательны, непунктуальны, они прощают себе все, и одним из их девизов является «Ой, ну что же я должен(а) оправдываться?». Они свято верят, что вы – хороший друг до тех пор, пока решаете их большие и малые проблемы: подвозите на работу, налаживаете связи и пр.. Как только вам это надоест – нужда в вас тотчас отпадет. Нередко, это те из женщин, кто после фразы «Настоящий мужчина», непременно употребляет слово «должен». Как правило, такие люди стонут от одиночества именно по тому поводу, что рядом нет того, «на кого можно было бы опереться». В общем-то нет ничего ненормального в том, что мужчина в семье является опорой, но, тогда уже он должен быть и «головой». Ибо опора – это ответственность, а взять на себя ответственность разумно лишь, когда у тебя имеется и достаточная полнота власти, чтобы быстро, никого не спрашивая, решать одно и избегать другого. Но, данный тип не приемлет обязанностей ни в каком виде. Партнер, приятель – это опора – и только опора. Данный же тип не утруждает себя даже такими глупостями как «порядочность отношений», «верность», «честность». Они запросто могут одолжить денег, а потом, когда это станет выгодно – с вами поссориться. Они запросто могут вас не пригласить на какую-то вечеринку, поскольку там соберутся гораздо более «солидные люди». В общем-то, этот тип редко остается без известной «поддержки», но постоянно ноет, что мужчины (женщины) нынче не те, что мир по сути своей подлый и положиться вообще не на кого и т.д.
Но, что-то я расписался... Буду подводить итоги. Да, люди бывают одиноки. Но одиночество может быть дано как в награду, так и в наказание. Научиться делать так, чтобы одиночество стало наградой – дело непростое но возможное. Можно, этим ни не заморачиваться, но упорно пытаться цепляться за какое-нибудь ничтожество, попутно постанывая по одной из вышеприведенных схем. Все можно. Здесь, как и везде – нет неправильного выбора, но при этом есть только один закон: «несовершенное настоящее – рождает несовершенное будущее.» И ничего иного родить не может.




Другие статьи в литературном дневнике: