О революциях, пожирающих своих детей

Иван Варфоломеев: литературный дневник

Имею в виду Великую французскую революцию, сопоставляемую в своём теле-очерке Эдвардом Радзинским с Великой октябрьской революцией в России. И хотя я много читал, слышал, видел не мало кинолент по этой острейшей теме, хотя не поклонник Радзинского, на этот раз он меня захватил с первых минут. Захватил, что называется, и формой и содержанием показа зловещей стихии, именуемой "магическим" словом "революция". Да ещё и - "Великая". (Телеканал "Культура", "Боги жаждут", 1, 2 апреля 2015 г.).


Взбудораженный "гуманистическими, свободолюбивыми" идеями своих "просветителей" народ Франции сначала обезглавливает монарха, его несчастную супругу и всех роялистов. Вроде бы цель достигнута. Нет: всё тем же "именем революции" более "революционные" кланы, "гуманно", с использованием станка для отрубания голов,уничтожают менее "революционных" своих союзников. Далее казни нарастают лавинообразно: кровь заливает города и селения. Массы уже просто жаждут крови. Они опьянены ею, пляшут и веселятся при казнях... "Террор возвеличивает революцию. Революция возвеличивается террором". До какой меры? До угодной революционным массам. А ещё мелькающие в кадрах эти фигуры и лица "вождей". Безумные, выпученные глаза коротышки Марата. Ожиревший, в белом парике громила Дантон. Кажется, это он, один из ярых сторонников кровавой вакханалии, сам стоя перед гильотиной, вынужден будет признать: "Революция пожирает своих детей... ".


Писатель Шатобриан предупреждает французов: "Всё, что случилось ешё не бездна. Это путь к бездне...". Они, французы, подали неслыханный пример кровавым вселенским потрясениям для всего мира. Казалось, сделать бы выводы. Отнюдь. Ещё более жестокая, прикрытая перенятыми у французов лицемерными лозунгами бойня разгорается у нас в России. В 1917-м. По тому же сценарию. Сценарию Сатаны. Безумное, безбожное, окаянное человечество, куда же ты катишься?



Другие статьи в литературном дневнике: