Гулящая Мотька и иже с нею

Иван Варфоломеев: литературный дневник

Закончил повесть "Третья чаша или гулящая Мотька". Повествование основано на эпизодах, многие из которых происходили на моих глазах. Суть главной идеи: к чему могут привести нас, смертных, ошибочные духовно-нравственные ориентиры. А это наблюдалось сплошь и рядом в пору моего детства, юности и уже взрослой жизни.


В раннем возрасте мне приходилось нередко общаться с людьми, жившими в России ещё до октябрьского переворота. "А ведь при Царе лучше было!" - вздыхали они, недобрым словом отзываясь о советской власти. "А почему лучше было при Царе?" - спросил однажды у деда, нашего соседа. "Своя земля у людей была и, вообще, всё своё. А ещё люди Бога боялись, меньше грешили", - пояснил он. На последнем обстоятельстве я и акцентирую внимание. Репрессиями и всеми другими мерами отлучив людей от частной собственности, веры в Бога, коммунисты взамен предложили экономику, политику и мораль, основанные на несправедливости, угнетении, лжи и лицемерии. В частности, предложенная ими взамен прежней, патриархальной семьи, новая советская семья, с её неограниченной свободой взаимоотношений, уравниванием прав жены во всём с главой семьи - мужем приводили к серьёзным семейным конфликтам, поощряли женщин к свободе смены мужей, а нередко - и к моральной распущенности. "Потеряли совесть! - помнится, говорила моя мать. - В самой Москве голые бабы ходили толпами и несли лозунги, с надписями: "Долой стыд!". Думал, мат ь фантазирует. Позже из книг узнал: ничуть не фантазия, дефилировали дамы голышом-нагишом и с криками о культивировании свободы любви. А были они последовательницами большевички, Наркома из Советского правительства, по фамилии Александра Коллонтай, хотя, на самом деле, Домонтович. Чуть ли не Демон-тович, с её бесстыжей моралью, сформулированной в теории о "Стакане воды".


Мою главную героиню, шестнадцатилетнюю девчушку, изнасиловал советский милиционер. Или "огэпэушник". И это, с одновременным раскулачиванием и высылкой из хутора её родителей, явилось первопричиной её дальнейшего морального падения. Нравы тому способствовали. В то же время, я показываю, что даже в самых неблагоприятных на то обстоятельствах, женщина может найти в себе силы жить по высоким духовным принципам, по вере в Бога, а всё вместе ещё более укрепляет и облагораживает её. Эта мысль раскрыта в образах Марии Козубаевой и бабы Агафьи.


Работая над повестью, в очередной раз убедился: если следовать правде жизни, изображаемые персонажи, даже те, которые первоначально хотелось показать сугубо отрицательными, в итоге получатся такими, как они и должны быть в жизни. Вот поэтому и гулящая Мотька-Матрёна, и её бахарь-ухажёр Василий Тимченко постепенно начали вызывать у меня сочувствие и сопереживание им. Надеюсь, это же самое мои герои вызовут и у читателей.



Другие статьи в литературном дневнике: