Взгляд со стороны...Достоевский в своем "Дневнике писателя" отражает мир, полный тревог и глубоких переживаний. Его лирика наполнена личными рефлексиями и общественными проблемами, которые волнуют его, как писателя и гражданина. Он смотрит на страдания своих соотечественников и на судьбы целых наций. Для него нет разделения между частным и общественным; каждое человеческое страдание – это часть большей картины. Впервые познакомился с "Дневником писателя" в начале года. Достоевского читал много в студенческие годы. С годами очень охладел к этому писателю. Ивот произошло открытие мира Достоевского с иной стороны. Почти пол года читал "Дневник писателя" взятый в областной библиотеке. Это был двухтомник, который еще ни кто не открывал до меня. За это время погрузился с Достоевским в мир моих предков. Я буквально проживал их жизнь. Читая эту книгу Достоевского осознал силу и пользу взгляда современников на свою жизнь. Я увидел свою жизнь со стороны. Раньше ведя дневниковые запись, не видел жизнь. С новой силой возлюбил дневниковые записи современников. И вот снова читаю "Дневник писателя". На прошлой неделе купил эту книгу изданную в серии "Русская классика Большая классика". Заплатил 1190 рублей, это довольно большая сумма для меня, но я на жалею о покупке. Теперь изучаю мир Достоевского, как энциклопедию русской жизни во второй половине 19 века. В 19 веке, мир был сложен, и его предки сталкивались с постоянными переменами. Достоевский стремится понять этот хаос, его недоумение, сплошной мрак отсутствия идеалов и злых страстей. Он берет на себя роль наблюдателя, пытаясь найти нить истины среди множества шумов и противоречий. Первый год издания "Дневника писателя" 1873 года стал началом этого пути. Достоевский не просто пишет о текущих событиях; он энергично вступает в дискуссии, инициируя полемику о важнейших вопросах: о нравственной ответственности, о средней, как он её называет, «нравственной среде», о нуждах народа и эволюции его сознания. Его размышления о судьбах народа, о религиозных и гражданских идеалах читатель ощущает как искренний зов. Настоящая мудрость для него заключается в единстве, в свете любви и братства, которые нужно не только переживать, но и реализовывать в жизни. Эту библейскую концепцию Достоевский подчеркивает во всех своих произведениях, особенно в "Дневнике писателя". Он считает, что только через личное самосовершенствование можно достичь общественного блага. Идея единства пронизывает его творчество. Он не боится ставить под сомнение устаревшие идеалы либеральной и демократической мысли, утверждая, что лишь истинное христианство может объединить людей, помочь им обрести смыслы и сопереживание. Каждое его слово наполнено глубоким смыслом. Он остро чувствует противоречия, питающие российскую реальность, и ищет пути их преодоления. Подобно загадке, жизнь находит свое разрешение лишь в любви, истинной вере и самопожертвовании. Таким образом, Достоевский не просто анализирует общество; он создает пространство для диалога, для размышлений о высоком. И, глядя на свою эпоху, он надеется, что чтение его "Дневника" поможет его современникам и потомкам на пути к гармонии, пониманию и любви. Восприятие мира человеком 70-х годов XIX века в России, безусловно, пронизано переживаниями, сомнениями и поиском смысла. В этом контексте важны размышления Достоевского о человечности, страданиях и высшем призвании человека.Человек воспринимается как уникальная, самодовлеющая ценность, созданная по образу и подобию Божьему.Страдания рассматриваются не как случайности, а как неотъемлемая часть существования, а значит, и путь к внутреннему очищению. Достоевский остро ощущает, что без веры в Бога и нравственности человек оказывается в духовной нищете, что ведет к безумию и разрушению.Он видит, что человек способен на великодушие и подлость, что подчеркивает внутреннюю борьбу между добром и злом.Вдохновение в искусстве, религии и философии — путь к преодолению земных страданий, поиск гармонии с Божественным. Важность культуры, языка и традиций, которые формируют ведение мира, основанное на единстве народа и вере. Социальные неравенства и борьба за справедливость, но через личное моральное обновление, а не через насилие и революции. Достоевский противостоит идеям материализма и утопизма, оставаясь верным духовным традициям, которые несут смысл и добро. Подлинная любовь к человеку как высший идеал, который должен преодолеть всю человеческую бесчеловечность и зло. Прожив в такие сложные и противоречивые времена, мой пра-прадед Юха и дед Марк Ефимович могли проникнуться духом надежды и страха, вдохновения и отчаяния. Искали они, скорее всего, баланс между традициями и современностью, принимая на себя бремя собственных человеческих переживаний. © Copyright: Марк Тарлава, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|