/Попытка осмысления к/ф «Меланхолия» режиссера Ларса фон Триера/
Как странно складываются узоры впечатлений…. Рассматриваешь одно, а мысли рисуют кренделя и бегут по какой-то своей дорожке, поди - разберись. Спустя время, разбираешься. Причем, идет эта разборка сама по себе, будто отдельно от причин, ее вызвавших. Как результат – мозг выдает всякие сложносочиненные идеи ….
Сначала немного прелюдии.
У человека с творческой наклонностью - чуткие пальцы-щупальца и третий глаз, который алмаз. Нервный заряд его фантазий - как бумажный флюгер под порывами ветра – того и гляди сорвет с точки опоры, скомкает в шарик, понесет в неизвестном направлении. Ищи-свищи ход мысли, раз потащило на размышления.
Он-то - в вечном поиске понимания мира в себе и способов его отражения. Его по любому поводу терзают сомнения, но если он концентрируется и придает ускорение генерируемой идее - его думы приобретают цвет, их движение становится материальным, они начинают струиться сквозь пальцы и уходят в пространство, обрастая подробностями разного характера.
Можно ли их поймать и принять, как радиоволны, расшифровать, дать ответный сигнал? Конечно, если сформулировать правильно и точно передать. Передатчики информации - как и приемники - должны быть на одной волне, пусть сделаны из разных материалов, это не важно. Важен принцип работы, одна схема, одно желание – общаться, обмениваться ментальным содержимым.
Самой неблагодарной реакцией на работу творца-генератора идей является безразличие, тишина, эдакая толстая стена-скала из железа и бетона, пуленепробиваемая, монолитная…Пробиться через безразличие – уже радость, значит - по крайней мере! – сигнал царапнул восприятие, мысль, преодолев расстояние, материализовалась в образ.
Считается, что все сотворенное одним думающим человеком, может быть принято другим (не обязательно думающим - любым), но понято по-разному. Даже если не понято – это тоже вариант понятия в виде отрицания.
Что лучше - когда произведение понимают так, как оно было задумано? Когда - с точностью до мельчайших подробностей - угадывается заложенная авторская мысль? Или - когда рождаются разные версии, даже взаимоисключающие первооснову? Вопрос…
Кто-то говорит: разные - это здорово, значит - есть люфт для хода мысли в неожиданных направлениях, простор для фантазии, разбег.
Однако, мне мнится, что в таких случаях автор не донес идею, растерял по дороге, расплескал, не нашел нужных слов и красок. Получается – цель не достигнута, а автор слишком намудрил в объяснениях.
А как быть с загадками признанных мастеров? Обязательно ли зрить в корень? Знать? Может, иногда лучше принять свое решение - как истину? И поймать отклик в своей душе важнее, чем прислушиваться к чужому мнению? Или – наоборот - заглушить свое, откорректировать, как не имеющее ценности, а принять – правильное? Опять – вопрос…
На этом моя прелюдия - в виде размусоливания объяснялок - заканчивается. Начинается та часть, которая конкретно о фильме. Как поняла его я, без оглядки на иные точки зрения.
Вам когда-нибудь тосковалось «просто так»? Без видимой причины? Чтобы злая печаль огромным шаром навалилась на вас неподъемно-тяжелой декорацией, сдавила, прижала к земле по принципу «не вздохнуть – не выдохнуть»? Чтобы - ты и сыт, и обут, и одет, и в тепле, а всё не так? Чтобы - нависало «что-то» над вами и не отодвинуть? Огромное, грозящее, томящее? Непонятное, неотвратимое?
Если нет – вы счастливчик и ничего не понимаете в меланхолии. Для вас главная страшилка – хоррор в формате 3D и новости по НТВ.
Итак.
Часть №1. Джастин.
Молодая женщина (или девушка, неважно) Джастин выдается замуж, а в это время – вот, совпадение-то! - на ночном, усыпанном звездами небе, появилась новая странно светящаяся планета.
Свадьба. Вбухано море финансов, дабы все было как надо – лимузин, толпа расфуфыренных гостей в старинном замке, банкет, танцы, многоэтажный торт, бросание букета.
Однако, каждая деталь с гнильцой.
- Лимузин нелеп на извилистой поселковой дорожке и не вписывается в поворот, застревает, не доехав до пиршества.
- Гости уныло ждут новобрачных, прибежавших с опозданием в два часа.
- На банкете ведутся лицемерные речи, вызывающие у Джастин начальные признаки тоски.
- Жених глуп, как пробка и, видимо, не очень-то дорог невесте.
- Родители Джастин – каждый со своим сдвигом. Мать шокирует словом (говорит, что думает, а не то, что от нее ожидают услышать). Отец – делом (вертится среди женщин, ворует ложки, в общем – ведет себя как старый похотливый козел).
- Босс-работодатель Джастин (хозяин крупной рекламной компании) делает широкий жест – одаривает новобрачную повышением в новой должности (так и хочется сказать: перемещает из грязи - в князи). Джастин из копирайтеров становится арт-директором.
Улыбки. Аплодисменты. Деланное счастье. Праздник продолжается.
Пока все еще терпимо-мило, и Джастин держит свою тоску в узде, правда, мельком засматривается на небо и время от времени порывается удрать. То - ей надо поцеловаться с любимой лошадкой, то – наплевав на необходимость быть в центре событий - принять в одиночестве ванну.
Но в чем дело? Почему так напряженно всматривается в лицо Джастин ее сестра Клэр ? Почему она твердит ей об одном - «не начинать»? Что «не начинать»? А что, вообще, может Джастин «начать»?
О, это интрига. Хотя и понятно - основная финансовая опора свадьбы - муж сестры. Это он оплатил торжество и хочет, чтобы были соблюдены необходимые условности . Что ж, его можно понять – кто платит, тот и танцует девушку. Однако, чего нет – того нет, в смысле – нет «танцующей» по правилам девушки. Плательщик не устает твердить об этом и уже в бешенстве – деньги-то тю-тю, вложены, а праздник буксует, того и гляди - разразиться скандалом. Ему это надо? Нет, ему надо – чтобы было все «чики-пуки», согласно прейскуранту. Черт побери, а в прейскуранте скандала не значилось. Несносная Джастин вот-вот сорвется…
Вот, оказывается, чье терпение испытывает свадебная кутерьма – Джастин. Это ее терпение на грани срыва, поэтому и лошадки, и ванна, и картинки и вообще - лишь бы мимо.
И «началось».
Босс-хозяин бухает последнюю каплю в переполненный стакан терпения Джастин – представляет ей нового сотрудника (своего племянника), сопливого юнца, который отныне займет освободившуюся должность копирайтера с зарплатой - не больше не меньше – один миллион. За какие такие заслуги? Да никакие. А каким умищем должен обладать занимающий эту должность? Да никаким. НИКАКИМ.
Вот и все. Назревающий и пока не видный маленький атомный взрыв в душе Джастин, вырывается наружу. И процесс этот остановить невозможно. Теперь она сама покажет, как оценивает их «добро» - посылает босса вместе с подаренной должностью куда подальше, жениха – туда же, на поле для гольфа писает в лунку и насилует племянника босса. Это-то зачем? Да так, ради установления «статус кво» их долбанной лицемерной морали - искусственную ценность - невежливо обгадить, а дутую персону - грубо использовать.
Торжество скинуто - как букет невесты – в никуда. Джастин теперь полностью во власти тоски – меланхолии. Она плавает в ней. Валяется. Носится. Живет. Это - ее планета, и она ее уволакивает, заслоняет реальность.
Для Джастин – это побег. А вот для ее сестры Клэр – беда.
Часть 2. Клэр
У Клэр в жизни есть всё, как «должно быть», но в превосходной степени : семья - муж (богатей), ребенок (сын – продление рода), дом (замок с окрестностями и полями для гольфа), обеспеченное существование (мягко скажем ). Чего еще возжелать, если есть «всё»?
Так вот, оказывается, что в материальном мире самое страшное - это «всё» потерять.
Клэр, при приближение тоски (она тоже становится заложницей светящейся планеты Меланхолии), впадает в панику, ищет способ спасения. Оптимист-муж, оказывается, был оптимистом только при финансовой поддержке. Лишившись этого – легко уходит в лучший мир, брык и все, нету оптимизма – и не будет, поскольку не мила ему жизнь в тоске и без всего.
А Клэр мечется. Женщины вообще любят метаться, и по разным причинам. Так и хочется сказать сакраментальное: то им - то, а то, вдруг - раз и это. Но с Клэр другая история. Она ищет варианты спасения. Да! Никак не хочется ей исчезать. У нее же есть выстроенная перспектива – сын. Он – как гарант бессмертия - должен нести ее информацию дальше, в жизнь вечную. Клэр уверена - все для этого сделала…
И вот те - на! Оказывается, никто не спасется.
Ну, не буду рассуждать далее. Скажу так – мне надоело следить за паническими метаниями Клэр, что есть - суета сует, мне куда интереснее Джастин, пусть - с задвигами и стремлением к разрушению.
Благополучная Клэр вызывает кривую усмешку – бегай-бегай, а не убежишь.
Джастин – уважение к стилю жизни пофигиста.
Что сказать про финал? Можно так: планета Меланхолия раздулась до неимоверных величин и шарахнула по человечеству своим тучным телом, аж брызги полетели, «в общем, все умерли»(с). Собственно, а почему бы и нет? Приглашали на трюки? Подряжались? Получите, кто досидел до конца. А то скажут: а где обещанный конец света? Вот он. Получите и распишитесь.
И заключительный аккорд (вкратце)
О чем «Меланхолия»? Моя версия – это фильм-размышление о пустоте внешней суеты, которая может вызвать пустоту душевную - выжженное пространство ощущения ненужности себя в этом мире. К чему эти условности – приметы, обряды? Наносные ценности, не имеющие под собой ничего кроме амбиций общества лицемеров? Спасут ли они кого-нибудь? По-моему - режиссер ответил. А чтобы привлечь внимание к растревоженной теме – облек ее в форму модной страшилки.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.