Вива Сицилия

Мнемозина: литературный дневник

Мне пришлось несколько раз побывать в Италии – север, центр и юг объезжены. На этот раз я посчитала своим долгом получить собственные впечатления о Сицилии.
Итак, пара слов о том, что мне показалось интересным и стало абсолютно новым знанием.


Сицилия – остров в форме равностороннего треугольника у носка итальянского сапога – ассоциируется обычно с тремя словами: мафия, Этна и семья. Кто-то дополнит – вино, Сиракузы, жара. От себя добавлю – три моря, каждой стороне треугольника своё – Тирренское, Ионическое и Средиземное, и тринакрия – символ Сицилии.


МАФИЯ
Про мафию мне сказать нечего, есть ли она, нет ли ее - мне не ведомо. Не довелось столкнуться, и слава богу.


ЭТНА
Было бы странно сказать о Сицилии и не упомянуть Этну. Подробности о ней – в справочнике. А я попробую описать свои впечатления-ассоциации.
Этна похожа на огромный фурункул на теле острова. Особенно это сходство приходит на ум с высоты одиннадцать тысяч метров над землей, с самолета. Площадь воспалительного процесса огромная, черная, словно подкопченная. Черный цвет - от выхлопов лавы, которая представляет собой мельчайшие частички затвердевших смол. Кратер у Этны один - основной и несколько побочных, и все они изредка постреливают огненными фейерверками, а основной еще и постоянно чадит. Дымок с Этны – как у забытого непотушенного костерка - стелется по склону и напоминает полоску полупрозрачного тюля под дуновением ветра. Впервые такое наблюдая, думаешь: что это? Первые признаки, что сейчас рванет? Но это только видимость, страшилка для пугливых туристов вроде меня. Этна возбуждена хронически; огненные всполохи из ее вершин - вполне возможное, но редкое явление. Такое случается и бывает как подарок для восхищенного зрителя – если повезет. Мне не повезло. При моем визите все было тихо-мирно, воображение ограничилось видом тюлевого шлейфа. Тем не менее, Этна – чудесная достопримечательность, своего рода символ Сицилии, ее товарный знак отличия от всей остальной Италии.
Как признак того, что Этна была в вашей памяти – в сувенирных лавках множество поделок из лавы. Купил такое изделие, будь то бусы, серьги или подвеску и - как говорится – живи и помни, ощущай на себе изнанку планеты, ее вскипающую начинку.


ТРИНАКРИЯ
Эта странная композиция, состоящая из трех согнутых ног и головы с извивающимися змеями в колосьях ржи – меня всегда шокировала, особенно - когда взгляд падал на продукцию сувенирных лавок. Почему-то совсем не хотелось приобретать керамику с этой чудаковатой картинкой, она отпугивала визуально, не входила в круг моих эстетических предпочтений. Но всему свое объяснение и оно было преподнесено мне пожилой дамой-сицилианкой, хозяйкой салона керамики в Таормине.
«Три ноги указывают на три угла острова – мыс Пелоро (Мессина), мыс Пассеро (Сиракузы) и мыс Лилибео (Марсала), – сказала она, указывая поочередно на ступни босых бегущих ног, - это подобие свастики, старинного символа вечного движения. Голова посредине в змеях – Медуза Горгона, что согласно легенде, обитала в этих местах и отпугивала врагов взглядом, убивала. Змеи – ее волосы, символизируют мудрость, колосья – плодородие почвы и благостный климат».
После подобных объяснений взглянула я на Тринакрию другими глазами, не скажу – она мне понравилась, но неприятие сменилось благородным почтением к чудачествам древних. Согласилась я – Медуза Горгона до сих пор жива и отпугивает взглядом. На себе испытала.


СЕМЬЯ
Чтобы увидеть, как выглядит настоящая семья – папа-мама-дедушка-бабушка-братья-сестры-дети- внуки-правнуки, надо поехать на Сицилию и вечером, в выходной день зайти в какой-нибудь из ресторанов. И если вы увидите за длинным столом компанию людей разных возрастов с детьми – это и будет картина итальянского семейного клана. Интересно, что - как правило - все члены семьи заказывают не что-нибудь, а именно пиццу, каждый, конечно, на свой вкус и размер, но все – пиццу. Мужчинам ее приносят огромного диаметра, дамам – большого или среднего, а детишкам – по половинке от взрослой порции, что тоже не мало. Казалось – неужели они это все съедают? Может, погрызут-погрызут и что-то не доедят? Ан нет. Не доесть пиццу – неприлично. Как впрочем, и не допить вино.

ЦЕРКОВЬ
Религиозны ли на самом деле итальянцы или нет – не берусь утверждать, но признаки влияния церкви на жизнь простого народа в частности и страны в целом - повсеместно. Это и видишь, и слышишь, и понимаешь: люди с этим живут, это правила их существования. Католические храмы открыты всяк туда входящим, заходи, кто хочешь; смотри, ежели интересуешься; разглядывай декор интерьера или то, что там происходит. А там постоянно что-нибудь происходит – или детский хор репетирует, или крестины, или венчание, или отпевание. А что? События в католичестве сродни празднику, так же церемонны, красивы, торжественны.


Как-то выскочив из дома к магазину, я была остановлена печальной церемонией похоронной процессии. И рассмотрев, как это у них происходит - кроме шуток! – залюбовалась.
Катафалк – лимузин с крестом над лобовым стеклом с полупрозрачными приглушенно тонированными стеклами - вез красивый гроб с небольшим элегантным букетиком на крышке. Вид этого букетика, кстати, напомнил мне букет невесты. Лимузин ехал медленно, за ним мерным шагом следовала процессия из родственников, одетых в темные одежды, и – наверное – друзей и знакомых усопшего. Несколько мужчин, в белых рубашках и черных брюках следили за порядком, шли по обе стороны от процессии, блюли церемониальный ход. Движение по улице, до того оживленной и шумной, было приостановлено, никто не кричал, не прыгал, не перебегал дорогу. Процессия направлялась к храму, где в дальнейшем в течение достаточно долгого времени находились все имеющие и не имеющие к этому действу отношение.

О свадьбе ничего примечательного сказать не могу – свадьба как свадьба. Невеста - в белом, жених - в черном, нарядные родственники , оператор бегает с видеокамерой, фотограф щелкает затвором, деньги льются рекой, все круто, ничего нового.


Крестины – более интересны. Сбор нарядной родни в полном составе с детишками всех возрастов около храма. У всех какие-то пакетики в руках, видно – подарки младенцу. Но событие по уровню элегантности нарядов гостей и оживлению в их рядах походит на премьеру в театре или тусовку на кинофестивале. Очень мило.


Дети у итальянцев – это отдельный гимн. Спящие в колясках, на руках, бегающие, прыгающие, лепечущие кудрявые ангелочки с картин Мурильо – вот что такое итальянские дети. Я не видела детей более красивых, ухоженных и производящих умилительное впечатление. Особенно на Сицилии. Средиземноморье вообще все – Испания, Греция, Португалия - чадолюбиво, но Сицилия, как часть Италии мне показалась чадолюбивее всех.


***
Если говорить о Сицилии, как о месте, которое я бы могла рекомендовать для путешествия или отдыха, скажу так - для отдыха лучше материковая часть Италии, где-нибудь между Римом и Неаполем. Ну а Сицилию стоит посетить хотя бы потому, что она отличается от всего итальянского мира. Это как бы другая его грань – более спокойная, размеренная, углубленная в себя. И главное – туда можно съездить в любое время года, хоть зимой. Там тепло и снег лежит только на вершине Этны.



Другие статьи в литературном дневнике: