Пикник на островке

Гуйван Богдан: литературный дневник

На этой вырождающейся планетке существуют два автора, которых я могу назвать культовыми: Умберто Эко и братья Стругацкие. Что мне нравится у Стругацких? Во-первых, их мастерство подать даже унылую красную утопию без политических интриг, злодеев, войн, наемников и даже хоть каких-то маломальских бандитов так, что и сегодня не оторваться. Хотя, возможно, дело в том, что в современной литературе как раз войн и злодеев – хоть греби экскаваторами и вывози самосвалами, а утопии в дефиците? Одно можно утверждать с уверенностью: за чтением произведений Стругацких не заскучаешь. Во-вторых, АБС в свое время писали самое, что ни на есть, тру НФ. Каждая повесть или рассказ разворачивается вокруг открытия, изобретения, встречи с новой цивилизацией или другого подобно ЧП. При этом тщательно изучены и описаны все трудности, последствия, реакции и мнения людей, связанные с этим ЧП. Персонажи в повестях АБС ведут себя адекватно и соображают быстро, никогда во время чтения меня не посещала мысль: «ну, тупой герой, я уже все понял, а он и не догадывается» и желания окликнуть его словами «чувак, да ты в книге!».


Сюжет большинства повестей прост, как лом. Впрочем, в поздних произведениях («Пикник на обочине», «Волны гасят ветер» и «Обитаемый остров») есть прогресс. Напряжённости в них больше, проблемы и противоречия «красной утопии» становится острее, а повествование - нелинейным. В «Обитаемом острове» впервые применен новый для авторов прием – каждая часть начинается какой-то сценой, хронологически отдаленной от конца предыдущей части. Затем в виде короткого рассказа освещаются предшествующие события. Ну а в «Волны гасят ветер» финал по-настоящему неожиданный и, что лучше всего, темный, а работа контрразведки будущего показана детально и достоверно. Вообще, я недавно подметил: что бы ни описывали АБС - банальный космолет, археологическую экспедицию, карательные действия спецназа или процедуру изучения опасной планеты – всё у них выглядит реалистично и естественно.


Наконец, мне очень нравится, что свои книги Стругацкие называют повестями, а не романами. Мои любимые - это «Пикник на обочине» (сюжет от криминального триллера, первый «локальный апокалипсис», ну и, конечно же, великолепный Пильман со своим монологом о ничтожности жалких людишек, короче, неоспоримый шедевр, жаль, всё никак фильм Тарковского посмотреть не соберусь) и «Обитаемый остров» (первая прочитанная мной повесть Стругацких, постапокалиптически-киберпанковый мир, массаракш и, конечно же, танки, а что может быть лучше танков?). Оба этих произведения я перечитывал дважды, и после повторного прочтения они мне начинали нравиться только сильнее.


Вообще, теперь я начинаю думать, что по-настоящему хорошие книги перечитывать стоит как минимум два раза. Например, я только теперь понял, что Гай погиб не от радиации, а схватившись с хонтийским солдатом. И вообще, при чтении я иногда отвлекаюсь – то какая-то строчка вызовет ассоциации, то вдохновит изменить, дополнить или переделать что-то в собственном произведении. В такие моменты я могу прочесть несколько страниц, думая совершенно о другом. А при повторном прочтении эти страницы уже не пропускаются (другие пропускаются, хе-хе).


В течение этой недели я завершил редактирование «Новейшей истории Зенита». Это, наверное, самые многократно переписываемые и отполированные две с половиной страницы в моей жизни. С «Древней историей…» я обошелся еще жестче: черновой вариант похудел в три раза, зато появились новые детали: даты, имена и названия стран. Я решил отложить «Зенит» на год и заняться новой повестью. Уже готова одна статья по новому миру. К следующей недели планируется написать еще минимум две.


За вдохновение спасибо спид-треш-хеви-метал группе «Metallica» с ее альбомом девяносто шестого года «Load», который я переоткрыл для себя на этой неделе и который оказался хорош весьма \m/


Пятая флотилия. Отбой.



Другие статьи в литературном дневнике: