Все тайное

Мария Березина: литературный дневник

Не может не изумлять столь различное описание.


1996 год.


.....Особое беспокойство вызывает участие епископа Пантелеимона в качестве официального представителя митрополита Кирилла в конференции, посвященной Адальберту Пражскому. Там же приняли участие и выступали официальные представители президента РФ (А.Лещинский) и областной администрации (Ю.Махобайский). Из материалов этой конференции, в которой участвовали представители зарубежных и российских католических и протестантских организаций, следует, что принято решение согласиться с включением Адальберта в число святых, почитаемых православной церковью.


Лукавством веет от мотивов, выдвинутых в поддержку такого решения и основанных на том, что мученическая кончина Адальберта (убийство его пруссами в 997г.) произошла якобы во времена неразделенной христианской Церкви. Хотя известно, что внутреннее разделение случилось более чем за 150 лет до этого события. Еще при правлении св. Ольги латино-немецкие епископы пытались насадить на Руси свои обряды, но были изгнаны. Затем в 988г. латиняне направили свое посольство к св. князю Владимиру, пытаясь препятствовать принятию на Руси православной веры греко-византийского обряда.


Еще большее лукавство всех выступлений на Конференции в том, что замалчивались истинные мотивы и методы деятельности Адальберта - этого миссионера, крещенного в детстве Войчехом по греко-византийскому обряду и затем перекрещенного новыми наставниками в Адальберта, ставшего послушным орудием немецко-латинской политики. Деятельность Адальберта-Войчеха, получившего титул Адальберта Пражского, изучена историками православной церкви. Установлено, что его миссия "состояла не столько в обращении язычников к христианству, сколько в обращении принявших христианство по греко-византийскому (т.е. православному) обряду в латинскую веру".


Адальберт явился гонителем православия на территориях Чехии, Моравии, Польши, Галиции и т.д., там, где уже провели миссионерскую деятельность св. Кирилл и Мефодий со своими учениками. В старинных православных "Хронографах" записано, что Адальберт "уничтожил веру истинную и славянскую письменность отбросил и завел латинскую, образа веры истинной сжег, епископов и священников одних убил, других изгнал...".


Как известно, такими же методами действовал позднее Тевтонский орден, пытавшийся огнем и мечом уничтожить православие на Руси во времена св. князя Александра Невского.


Очевидно, что нельзя даже обсуждать вопрос о причислении Адальберта Пражского к святым православной Церкви, т.е. ставить его в один ряд со св. Ольгой, св. Владимиром и св. Ал.Невским, изгнавшими с Руси как наставников, так и последователей этого миссионера латино-немецкой веры. Однако из материалов конференции следует, что в нашей области уже образован комитет по канонизации Адальберта. В этот комитет назначен священник Маркел (Кейс), служитель православной церкви г.Калининграда. Принято предложение о проведении совместных (экуменических) служб в дни чествования Адальберта...


Калининградское общество "Русь" дважды обращалось с заявлениями к депутатам Государственной Думы в 1995г. В дни прохождения Закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" наши предложения не были услышаны... Теперь - наряду с продолжающимся потоком грузов из России за рубеж через область, наряду с обострившимся катастрофическим положением в промышленности и сельском хозяйстве - усилилось внешнеполитическое давление, отторгающее область от России. Возросла духовная экспансия, на что указывает состоявшаяся в октябре экуменическая конференция, символом которой стал Адальберт Пражский. В выступлениях католического епископа г. Кондрусевича прозвучали слова: "С именем святого Адальберта - стремиться к единению всех Церквей..., Церквей Запада и Востока". "Со святым Адальбертом - к новой евангелизации". Из иных выступлений явствовало, что именно в нашей области должна возобновиться священная миссия Адальберта....


Надо полагать, что завершение такой миссии следует ожидать в Москве, Новгороде, Петербурге - в тех местах, откуда ранее подобные миссионеры изгонялись, хотя тогда они являлись в образе псов-рыцарей, наполеоновской армады, немецко-фашистских захватчиков!


Общество "Русь" выражает глубокую тревогу по поводу приведенных фактов.http://www.duel.ru/199622/?22_2_2


А потом начались крестовые походы и на европейский северо-восток. Первой жертвой римо-католицизма стало небольшое славянское племя прусов, полностью уничтоженное потом ватиканскими “цивилизаторами”. За прусами был черед поляков, но те оказались сговорчивее прусов и охотно пошли под власть Рима. Именно с тех пор Польша стала для восточных славян самым тревожным соседом и своеобразным коридором для последующих походов католического Запада на Русь: так начал формироваться Drang nach Osten — “натиск на Восток”.http://www.mari-eparhia.ru/konfer/2004/km2004_1/



А вот что мы читаем по прошествии 15 лет.Процесс идет себе и идет.


"Святитель Адальберт был убит язычниками-пруссами, просвещая их тьму светом Христовым.



Житие



"Как известно, в 959 году русская княгиня Ольга послала Оттону I просьбу прислать на Русь епископа для проповеди христианства. В 961 году Адальберт был отправлен в Киев, но по причине враждебного отношения к христианству сына Ольги Святослава и части знати был вынужден уехать, а некоторые из его спутников были убиты.



Юный Войтех Славникович учился в Магдебурге и после завершения образования возвратился в Прагу. В 982 году он стал вторым епископом молодой пражской епархии. Он был из хорошего рода, образован, а кроме того, он был чех по национальности – и это оказалось достаточным основанием для того, чтобы чехи избрали его преемником немца Дитмара.


Но вскоре чехи разочаровались в своём новом епископе. Он тщетно пытался привести свою паству, или хотя бы своих священников к христианскому образцу – боролся с привычным в то время среди чехов многоженством, не давал продавать людей в рабство за долги...


Около 988 года Адальберт бросил всё и отправился в Рим, имея в планах затем совершить паломничество в Святую землю. По всей видимости, уйти из родных краёв его вынудила его же паства.




.... и на этот раз, впрочем, ему не удалось пробыть в Риме долго. Архиепископ Майнца, ведению которого принадлежала Прага, снова заявил, что место епископа – при его пастве. Папа согласился с этим; тогда Адальберт обратился к нему с просьбой: если и на этот раз вверенное ему стадо не станет слушать своего пастыря, то пусть ему будет позволено отправиться с миссией в чужие земли – обращать язычников. Папа дал согласие, и Адальберт опять отправился на родину – на этот раз ему было по пути с императором Оттоном III, который в то время также совершал путешествие. Епископ Адальберт, очевидно, произвел глубокое впечатление на императора своей подвижнической религиозностью, и, согласно запискам биографов, у них сложились доверительные отношения.



Вскоре из Праги пришло письмо о том, что паства не хочет видеть своего епископа. Адальберт посчитал что теперь свободен и может выступать на миссию среди язычников. С двумя близкими друзьями (один из них, Радим, христианским именем Гауденций, был его сводным братом) он направился в земли пруссов. Язычники-пруссы, во всех славянах видевшие врагов, посоветовали ему убраться из их страны как можно быстрее.


Адальберт стал думать об отъезде из Пруссии и о возможности проповеди в землях славян-лютичей. Но 23 апреля 997 года, в Великую Пятницу, он принял мученическую смерть от рук язычников. Болеслав Храбрый выкупил тело мученика, уплатив пруссам столько золота, сколько оно весило. Город Гнезно стал центром польского архиепископства, а во главе этого архиепископства был поставлен Радим - сводный брат Адальберта. Буквальноь уже в следующем году еписклп Адальберт был прославден римским патриархом в лике святого (по современному православному - священномученика)."


С незначительными правками и изменениями цитировалась статья Михаила Гайнутдинова "Святой Войтех Адальберт Пражский" из сборника "Янтарный край. Восточная Пруссия и Калининградская область: история и современность". АНО НОЦ «Балтийская Европа». Калининград, 2001.


Большой интерес к вопросу о возможности православной канонизации епискла Адальберта Пражского был проявлен в 1997 году, когда католики праздновали 1000-летие со дня кончины святого.


"В состав Европейского комитета по организации торжеств... вошёл представитель митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла..., председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (Калининградская область входит в юрисдикцию Смоленской православной кафедры).


Заранее, ещё в конце 1992 года митрополит Кирилл выступил на заседании Синода Русской православной церкви с инициативой, предложив канонизировать Войцеха Адальберта и внести его имя в месяцеслов Русской церкви. Синод передал этот вопрос на рассмотрение Комиссии по канонизации святых, которая в 1993 году попросила митрополита Кирилла представить дополнительные материалы к канонизации Адальберта. В частности, с дипломатической осторожностью Комиссия попросила выяснить, как относится к предполагаемой канонизации Адальберта Пражского предстоятель Православной церкви Чехии и Словакии. В том же году, вернувшись к рассмотрению прошения Кирилла, Комиссия попросила собрать сведения о чудесах от мощей Адальберта и о почитании его в народе.


Наконец, ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИИ ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ БЫЛ ПОЛУЧЕН РЕЗКО НЕГАТИВНЫЙ ОТВЕТ(курсив мой), после чего вопрос о канонизации Войцеха Адальберта в Русской церкви был закрыт. И в самой России, в консервативной и политизированной православной среде, инициатива митрополита Кирилла вызвала крайнее раздражение.


Надо полагать, что это не эпилог, а только новая страница в истории пополнения русского православного месяцеслова западными памятями. В России растёт интерес к древним западным святым; многих православных христиан в нашей стране ждёт открытие святости времён неразделённой Церкви…”


Процитирована часть статьи Семененко-Басина “Древние западные святые в русском православном месяцеслове”


Наше мнение? Канонизировать обязательно, поскольку всё больше и больше православных в Германии молятся местным, для них уже православным, святым и этот процесс не остановить. Иначе будет возникать всё большее напряжение в приходах и недовольство официальной церковной позицией в Москве. Кстати, временно неканонизированные святые уже помогают многим православным эмигрантам в Германии. Помогают весьма конкретно по молитвам к ним...


Существуют иконописные образы святого Адальберта, в том числе один из них написан архимандритом Зиноном. Изображался в епископском облачении с орлом, защищая свои останки; с палицей или копьем в руке (молясь о даровании дождя); с семью пиками; с веслом; со своей отсеченной головой в руках.


Тропарь священномученику Адальберту, глас 4:


И нравом причастник, /
и престолом наместник апостолом быв, /
деяние обрел еси, богодухновенне, /
в видения восход; /
сего ради, слово истины исправляя, /
и веры ради пострадал еси даже до крове, /
священномучениче Адальберте, /
Моли Христа Бога//
спастися душам нашим.


почему исправляя? Ведь речь шла о язычниках?!!


Кондак священномученику Адальберту, глас 4:


Во святителях благочестно пожив /
и мучения путь прошед, /
идольския угасил еси жертвы, /
и поборник быв твоему стаду, богомудре. /
Темже тя почитающе, тайно вопием ти: /
от бед избави ны присно твоими мольбами, //
отче наш Адальберте.


Величание священномученика Адальберта:


Величаем тя, /
священномучениче Адальберте, /
и чтим святую память твою, /
ты бо молиши за нас //
Христа Бога нашего.





Из обсуждения
Чисто по человечески Костика жаль, ведь человек лишён свободы да ещё и пострадал. Тот фильм «Россия с ножом в спине», за который ему «припаяли» срок, можно было снять в сотню раз острее и глубже. А его газета тоже не была такой уж радикальной. Кому-то нужно сделать из него «мученика», отсидевшего «за веру». Мы с ним знакомы не понаслышке. И когда давали ему острые материалы он их не печатал. А один пример нас вообще возмутил. Когда в 1997г., Калининградскую область хотели отделить от России /над мэрией уже висел флаг Евросоюза/, и сделать просто «Балтийской Республикой» /проект продвигал Соломон Гинзбург/, то евреям нужно было сделать свой «мистичекий шаг». Тогда ещё живой Алексий-2 вместе с Кириллом, по настоянию папы Римского Иоанна-Павла-2 должны были прославить «местночтимым святым» на территории Калининградской области гонителя Православных Прусов епископа пражского Адальберта. И хотя им удалось добиться строительства храма в честь Адальберта, и на побережье Балтийского моря поставить восьми-метровый католический крест в его честь, но провести местное почитание евреям так и не удалось. Нашлись мужественные люди, которые встали на защиту Православия. В результате епископу Балтийскому Пантелеймону – правой руке Кирилла суд вынес осудительный приговор, но в силу политической значимости приговорённого, заменил его на денежный штраф, и в Калининградской области эксперимент Редигера и Иоанна-Павла-2 потерпел фиаско. Епископа Пантелеймона /в миру еврея Кутового Николая Васильевича, экс-замполита одного из полков Московско-Минской дивизии/, с непогашенной уголовной статьёй Кирилл удалил из области в Адыгею, а в 2011г., его перевели в Орловскую епархию. Всё дело в том, что Адальберт – это символ объединённой Европы, и если символ где-то появляется то затем ситуация материализуется в пользу данного символа. А материалы этого суда наивные Православные повезли к Душенову, в полной надежде на их публикацию. Но Душенов встретил их очень холодно, а на вопрос одной из монахинь носит ли он Православный крест, стушевался, так как вышел с голым торсом в халате, но без креста на шее. Когда же Душенов почитал материалы этого суда, то ужаснувшись произнёс в сторону приехавших гостей: «нюхи вы нас победили»! Так он показал своё истинное лицо и высказал оскорбление к Православным людям. Вот собственно и весь сказ, материалы он конечно не напечатал, но всё время «играл на публику» как защитник Православия. Материалы того суда отдавались и Сенину в «Русский Вестник» и в ряд других газет, лично в руки тогдашнему депутату Госдумы Бабурину – но всё тщетно, они так нигде и не были напечатаны. А ведь это был значимый для будущего России – Божий суд над врагами Православия, отсрочивший наступление мирового иудаизма на годы!"


Другие статьи в литературном дневнике: