Розанов всеправильно описал. Так все и произошло. ...Выньте, так сказать, из самого существа мира молитву, — сделайте, чтобы язык мой, ум мой разучился словам ее, самому делу ее, существу ее; — чтобы я этого не мог, люди этого не могли: и я с выпученными глазами и ужасным воем выбежал бы из дому, и бежал, бежал, пока не упал. Без молитвы совершенно нельзя жить... Без молитвы — безумие и ужас. Но это все понимается, когда плачется... А кто не плачет, не плакал, — как ему это объяснить? Он никогда не поймет. А ведь много людей, которые никогда не плачут. Как муж — он не любил жену, как отец — не заботился о детях; жена изменила — он “махнул рукой”; выгнали из школы сына — он обругал школу и отдал в другую. Скажите, что такому “позитивисту” скажет религия? Он пожмет плечами и улыбнется. Да: но он — не все. Позитивизм истинен, нужен и даже вечен; но для определенной частицы людей. Позитивизм нужен для “позитивистов”; суть не в “позитивизме”, а в “позитивисте”; человек и здесь, как везде, — раньше теории. Да... Религиозный человек предшествует всякой религии, и “позитивный человек” родился гораздо раньше Огюста Конта.
© Copyright: Мария Березина, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|