Унитазы на брегах Невы..

Мария Березина: литературный дневник

И сахарницы на крышах. когда идешь по Кузнечнму переулку, архитектурная тошниловка торчит так, что кажется, будто Купчино уже подкралось вплотную.
Еще этот ужасный плюгавый монстр, который закрыл вид на центральный вход на Смоленское кладбище и церковь...
Еще, почему-то, преобладает цвет несвежих кальсон. Особенно в тех застройках, которые хорошо видны - опять же по берегам Невы.
Прелестную деревню Коломяги заменили какие-то адские корпуса - то ли тюрьмы, то ли муравейники...
Окрестности станции Удельная напоминают кишлак...


Петербург долго держался, но алчные "москвичи" ринулись и сюда. Вот ведь саранча, право!



" С.Пошвыкин: \"Башенки появляются от архитектурной импотенции\"
О современной московской архитектуре с корреспондентом RBC daily Еленой Тофанюк беседует архитектор Станислав Пошвыкин.


– Как вам московская застройка?


– Вопрос из разряда no comment. Я ведь, с одной стороны, чиновник, а с другой – архитектор. Что главнее – непонятно.


– Ответьте как архитектор.


– Безусловно, многое из того, что творится в Москве, – плохо. Главное, что потеряны умение и понятия о том, как делать рядовую застройку. Сегодня все, что возводится в столице, является \"шедевром\". Каждый строит так, как будто он в последний раз держит в руках карандаш, и каждый пытается сделать нечто \"гениальное\".


– И все равно все плохо?


– Шедевр – это не значит \"хорошо\". Шедевр в данном случае – это нечто, заявляющее о себе. Это может быть и ужасно. Современной архитектуре недостает скромности.


– Почему это становится возможным? Неужели некому проконтролировать этот процесс?


– Азиатский опыт говорит о том, что возможен подход к застройке, при котором игнорируется ее ткань и каждый объект рассматривается как самоценный. Это возможно, но этот объект должен быть качественно и профессионально спроектирован. Там это обеспечивается жесткими требованиями к архитекторам, которые не могут строить, не имея определенной практики, опыта, сертификатов. А у нас любой может спроектировать что угодно и где угодно. На архитектурном рынке существует целая масса непонятных фирм, состоящих из бывших домохозяек и недоучившихся мальчиков. Такие же проектные группы заводят сами застройщики. В целях экономии. Более того, они думают, что мало зарабатывать деньги, надо быть еще и художниками. И начинают рисовать проекты с помощью этих малопрофессиональных архитекторов.


– Но нормы-то они соблюдают?


– Конечно. Они держат определенное количество старушек, которые знают нормы, и определенное количество студентов, которые умеют строить трехмерные модели.


– Какие проекты сегодня предпочитают застройщики?


– Как правило, это архитектурные \"поллюции\". Извините за выражение. Повыше, позамочнее, чтобы смотрелось, чтобы пахло деньгами. Не важно, что слева и справа. Главное, чтобы было броско, заметно и впечатляюще.


– Вы как чиновник можете сказать, как такое допускается?


– Ну, все же люди. У всех дети. Так и получается.


– Откровенно.


– Мы же живем в определенной среде и вынуждены подчиняться ее общим законам.


– Скажите как архитектор, существует ли какой-то вариант массовой застройки, которая не была бы столь агрессивна?


– Существует, конечно. Это переход к низкоэтажной застройке и отмена норм инсоляции. Вообще, нормы инсоляции – это существенное ограничение, которое не позволяет сделать плотную малоэтажную застройку, потому что какая-то инфузория-туфелька должна вырасти, а чтобы она выросла, солнце в каждом окне должно быть полтора часа в день. Такого нигде в мире нет.


– А в Москве в принципе разве возможна малоэтажная застройка?


– Конечно, возможна. Все считают, что малоэтажная застройка неэкономична. Но это иллюзия, вызванная всеобщей алчностью. А гуманизм и алчность, как известно, между собой не совместимы: чтобы создать гуманную среду, мы должны перестать стремиться за год заработать то, что принято зарабатывать за всю жизнь. Малоэтажная застройка по нормативам требует меньшей плотности. Например, нельзя поставить вплотную друг к другу два многоэтажных дома, а два пятиэтажных – вполне. Есть показатели баланса территории, которые доказывают, что экономически жажда масштабов не оправдана. Если вы сделаете низкоэтажную застройку, то выход площадей получите всего на треть меньше. Не в три раза, всего лишь на треть. Зато можно прекрасно жить.


– А как вам идея реконструкции пятиэтажек?


– Это не идея, это назревшая необходимость. Часть пятиэтажек пришла в негодность до такой степени, что при сильном ветре они могут просто упасть. Наше счастье, что этого еще не было. Кроме того, они не соответствуют нормам энергосбережения. Пятиэтажки пришли к нам из Италии, куда Никита Сергеевич съездил и откуда, многое не поняв, перенес их к нам. Конечно, тогда для людей было счастьем переехать из подвала хотя бы в такой дом, но те времена давно прошли.


– Некоторые пятиэтажки планируется надстроить до девяти этажей...


– Я считаю, это правильно.


– А выдержат ли коммуникации?


– Если не выдержат, значит, не прошли экспертизу, а этого в Москве не может быть. Тут с этим делом все вроде бы в порядке. Нормативная база жестко отслеживается, нормы выше, чем в Америке. Лишние четыре этажа не криминальны.


– В последнее время в Москву в большом количестве приглашают иностранных архитекторов....


– А вы хоть раз слышали, чтобы кто-то из иностранцев что-то построил?


– Я слышала последнюю историю про \"Крост\" и его \"Велтон-парк\", для разработки проекта которого \"Крост\" пригласил Рема Кулхааса, заплатил ему огромные деньги, а главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сказал: \"Я это не согласую, у меня здесь по плану – муниципальное жилье\"... Мне кажется, что так происходит в большинстве случаев.


– Мнение начальника не комментирую. На самом деле происходит несколько другое. Как вы думаете, сколько стоит Рем Кулхаас?


– Не знаю.


– Ну, а что должно заставить Кулхааса приехать в Москву?


– Большие деньги.


– Не буду озвучивать цифры, но скажу, что участие в рисовании такого архитектора может стоить столько же, сколько весь проект, включая строительство. Безусловно, приглашение такого архитектора – это маркетинговый ход, позволяющий компании заявить, что их проект разработан, например, при участии Захи Хадид. Я очень много сталкивался с зарубежными архитекторами, и подозреваю, что в их сознании все, что восточнее Варшавы, – это Сибирь. Москва, Новокузнецк, Ашхабад – все Сибирь. Никто не воспринимает эту территорию как место для серьезного применения своих знаний. Поэтому они и не проектируют в России.


– Вам нравится идея строительства высоток?


– Как идея – нет. Потому что это большая транспортная нагрузка. Вы представьте, что три тысячи машин одновременно в 7:30 повезут детей в школу. Куда они денутся? С этой же проблемой столкнется Остоженка, которая умрет сразу же, как только будет заселена. Она встанет, несмотря на все подземные паркинги. Это во-первых. Во-вторых, высотки психологически никому не нужны. Продать квартиру выше 25-го этажа – очень большая проблема.


– Вы серьезно?


– Конечно. Там же делать нечего. Там темно, облака, окна не открываются... Кому это надо? Мне эта идея непонятна. Они, главное, и проектируются не совсем правильно. Весь мир сейчас уже – это я в журнале прочитал – все небоскребы строит по кластерному принципу. Есть коробка, которая может быть начинена в зависимости от необходимости, которая может менять свою функцию: это может быть офис, гостиница, жилье. У нас же все небоскребы имеют жесткую функцию. Хотя никто не знает, нужна ли она будет кому-либо через десять лет. Это может привести к появлению мертворожденных образований, незаселенных и необитаемых.


...................


– То есть башенки уже не заказывают?


– Так это ведь не от заказчика зависит. Это все следствие архитектурной импотенции. Без любви дом не построишь. А башенки и прочая \"архитектура\" появляются, когда архитектор ненавидит заказчика и назло ему проектирует эти самые башенки. Вот и получается у нас такая архитектура.



Другие статьи в литературном дневнике: